Нина Шацкая — певица, в чьем голосе ощущается дыхание русского романса и мощь джаза. Не случайно ее называют «Дива русского романса» и «Душа русского джаза».
Ее творчество представляет собой тонкую нить, соединяющую прошлое и настоящее, а ее задача — быть послом русского языка, продвигая культуру страны на разнообразные сцены мира. Нина Шацкая уже выступала в качестве русского голоса на международном фестивале «Славянский базар» и была амбассадором русской культуры на Кубе. Она исполняла песни в местах, где русская речь бывает очень редко.
Однако Нина — не только певица. Она также путешественница, писательница и фотограф. Ее привлекают неизведанные страны, а внимательный взгляд и отзывчивая душа позволяют ей замечать детали, штрихи и особенности, которые полностью передают местный колорит. Легкая в общении и открытая сердцем, она быстро находит общий язык с людьми из любой культуры.
Ее путевые заметки — это не просто описания маршрутов, это письма из странствий, где каждая деталь оживает, наполняясь светом и красками. Недавно Нина посетила загадочный, почти закрытый от мира Бутан — и приглашает читателей «МК» вместе с собой в это удивительное путешествие.
«Счастье народа важнее процентов валового внутреннего продукта»
Я много лет мечтала попасть в Бутан, страну, в которую еще недавно можно было попасть только по приглашению короля, страну с единственным в мире министерством счастья…
На самом деле, министерства такого не оказалось, но неофициальной общественно признанной философией Бутана является Валовое национальное счастье!
Четвертый король Бутана Джигме Сингье Вангчук в 1972 году пришел к выводу, что экономика должна строиться на буддийских духовных ценностях и уникальной культуре Бутана.
Говоря современным языком, он осознанно отверг мультикультурализм и глобализацию, опасаясь их негативного влияния на культуру, природу и психическое состояние населения: «Счастье народа важнее процентов валового внутреннего продукта».
И, похоже, королю удалось реализовать свою задумку, по крайней мере, в Бутане нет нищих и бездомных, а среднее образование и медицина предоставляются бесплатно…
Дракон-громовержец и виртуозные пилоты
Вот мы и в королевстве Бутан, в Гималаях, в городке Паро. Чтобы приземлиться в местном международном аэропорту (одном из самых опасных в мире), пилот должен иметь специальную лицензию, подтверждающую, что он способен не только виртуозно маневрировать между вершинами гор на высоте пяти тысяч метров, но и приземлить самолет так, чтобы выпущенные шасси не задели макушки деревьев.
Говорят, что таких виртуозов по всему миру не больше пары десятков…
Бутанцы уверены, что их страну охраняет дракон-громовержец, и называют свою родину — Друк-Юл (страна Дракона).
По странному стечению обстоятельств, самые интересные путешествия случались у меня в низкий сезон, когда вместо обещанных ливней и засух царило мягкое тепло и свежий ветер, а на самых популярных маршрутах не встречалось ни души…
Впервые я оказалась в горах Гималаев около 20 лет назад в такое же время, в начале сезона дождей, это была Индия.
Облака висели под стенами моего полупустого отеля, но порой влажная прохладная субстанция просачивалась в комнату сквозь приоткрытые створки окна, и тогда облако можно было потрогать рукой.
У меня есть об этом короткий рассказ «Две недели в облаках»…
Вот и на этот раз мы оказались одни в замечательном отеле на вершине горы.
Время от времени белая легкая пелена облаков рассеивалась, открывая на противоположном склоне огромную статую Будды и под ней розово-зеленые крыши безлюдной улицы Тхимпху — столицы Бутана.
Тхимпху занимает шестое место среди самых высокогорных столиц мира, располагаясь на высоте 2,5 тысячи метров.
Что касается аккуратных домиков, окрашенных в белые или пастельные оттенки, с типичными многоярусными крышами и деревянными резными украшениями, то с 17 века и по сей день по указу основателя Бутана (Шабдрунга Нгаванга Намгьяла) существует официальный свод правил поведения и этикета — «Дриглам Намжа».
Этот документ был разработан для объединения жителей молодого государства, он регламентировал не только правила светского общения и обязательное знание языка дзонг-кэ, но и указывал, какой должна быть повседневная традиционная одежда, каким образом должны строиться крепости — дзонги и жилые дома в сейсмическом регионе.
Кстати, максимальное количество этажей в современной архитектуре Бутана не может превышать шести, максимум еще один подземный.
В карликовом государстве после молока матери — перец чили
Бутан относится к карликовым государствам; чтобы быть включенным в узкий круг «малышей», население страны не должно превышать миллион человек.
На территории Бутана, площадью около сорока тысяч квадратных километров, проживает не более восьмисот тысяч человек, из которых одна седьмая часть — в столице Тхимпху.
Одним из главных богатств Бутана считаются его уникальные леса, которые занимают семьдесят процентов территории.
Так же, как и джунгли Амазонки, их по праву называют легкими планеты.
На десяти процентах земель преобладают ледники и снега, лишь четырнадцать процентов можно отнести к землям, пригодным для сельского хозяйства, остальное — это скалы и непроходимые горы. Конечно же, основной рацион бутанцев, как и в большинстве стран Юго-Восточной Азии, состоит из риса, который они употребляют на завтрак, обед и ужин, а горные склоны повсюду разбиты на террасы, засеянные рисом.
В целом кухня схожа с индийской, с той лишь разницей, что здесь меньше внимания уделяют вегетарианству и с большим удовольствием едят птицу и мясо. Особое внимание стоит уделить специям. Даже я, привыкшая в своих путешествиях к «горячей» пище, порой задыхалась от степени остроты приправ. Как сказал наш гид Дорбек, к слову, потрясающий рассказчик и очень заботливый проводник, перец чили бутанским детям начинают добавлять в еду с 2–3 лет.
Без шанса на гражданство
Бутан с его 19 семитысячниками и арктическим холодом на ледниках славится самыми труднопроходимыми горами в мире. В то же время в плодородных долинах «дуарах» процветает сельское хозяйство и животноводство, а полноводные быстрые реки обеспечивают электричеством не только Бутан, но и соседнюю Индию.
А с недавнего времени Бутан занял пятое место в мире по запасам биткоина.
Сразу скажу, что рассказ об уникальных буддийских храмах я начну не сегодня.
Это отдельная, очень интересная тема.
Сейчас блиц:
В Бутане проживает, если быть точным, порядка 763 тысяч человек, и все они верят, что по соседству, в горах, живут их защитники — огнедышащие драконы — покровители воды и земледелия.
В Бутане говорят на 22 разных языках, но единственный государственный — дзонг-кэ, обучение ведется на английском.
На мой вопрос, почему в относительно небольшой по площади стране так много языковых отличий, я получила ответ, что население Бутана сложилось из различных племен.
В Бутане — конституционная монархия, для граждан среднее образование и медицина бесплатны.
Браки с иностранцами разрешены, но стать гражданином Бутана в результате бракосочетания у супруга шансов нет, как и у детей от смешанных браков нет шанса получить его автоматически.
Для натурализации полукровок потребуется выполнение обязательных условий:
— проживание в Бутане на протяжении 15 лет;
— свидетельство о рождении в Бутане;
— сдача экзамена на знание языка дзонг-кэ (чтение, письмо, речь);
— знание истории, традиций и обычаев Бутана;
— отсутствие судимости;
— отказ от иностранного гражданства (если оно имелось);
— принятие присяги королю и конституции.
Но даже выполнение всех этих требований не гарантирует безусловного гражданства.
С момента подачи документов до королевского указа могут пройти годы.
Исторические факты неотделимы от вымысла и легенд
Туризм — третья статья доходов Бутана, но спонтанного, дикого туризма, как в соседних Индии и Непале, здесь не существует.
Для получения визы необходимо обратиться в официальное государственное агентство.
К разрешению на въезд прилагаются гид и водитель с транспортом, так как путешественник может передвигаться по стране исключительно в их сопровождении.
И это еще не все. Существует фиксированная сумма, которую каждый турист обязан тратить ежедневно.
Высокий сезон приходится на сухое время года: с марта по май и с сентября по ноябрь.
В этот период проводятся множество фестивалей: цветов, птиц, но главное — буддийские Цечу и танцы Цам, на последних мне повезло побывать в индийском Ладакхе.
Сложно поверить, но с начала 20-го века Бутан был абсолютно закрыт для туризма, вплоть до 1972 года. Иностранцы могли посетить его исключительно по приглашению королевской семьи.
Только в 1972 году, с приходом к власти короля-реформатора Джигме Сингье Вангчук, начались существенные изменения, появились дороги, радио, телефонная связь, и в конце концов в ограниченном количестве в Бутан разрешили въезд туристам.
Вы удивитесь, но национальное телевидение в Бутане появилось только в 2002 году! И до сих пор оно не пользуется большой популярностью.
Я непременно напишу об истоках истории Бутана, она очень интересна и ведется со второго века до нашей эры.
К огромному сожалению историков, в 1827 году при пожаре погибла уникальная библиотека Бутана, и с тех пор исторические факты неотделимы от вымысла и легенд.
Как и в большинстве стран Азии, территория Бутана многократно меняла свои границы, но в случае с Бутаном — традиции изменялись очень редко…
Кабни — признак статусности
Национальный костюм для жителей Бутана был придуман и установлен в Дриглам Намжа (официальные правила поведения и этикета) основателем Бутана, Шабдрунгом, в 17 веке, для самоидентификации граждан как членов единого государства.
Одно из главных правил обязывает бутанцев носить национальный костюм в повседневной и праздничной жизни.
Что удивительно, этот закон сохраняет свою силу и по сей день.
Мужской костюм называется «гхо», это просторный халат из хлопка или шерсти в неярких тонах, возможно, в клетку или полоску.
Гхо подпоясывают поясом из традиционной шелковой ткани так, чтобы за пазухой образовался вместительный глубокий карман, а длина «халата» доходила до колен.
Рукава оторачивают широкими белыми манжетами, которые при необходимости можно подогнуть до локтя.
Из-за специфической длины мужского костюма в комплекте к нему обязательны гольфы до колен.
По особым случаям, а также для посещения дзонгов мужчина обязан накинуть через плечо шелковый шарф («кабни») так, чтобы полотно шарфа свисало с левого плеча до правого бедра.
Для посвященных: кабни — это не просто украшение, а признак статусности.
Цвет кабни оповещает о ранге его владельца.
Право на шафрановый шарф имеют только два человека — король и Дже Кхемпо (иерарх, духовный лидер, возглавляющий сообщество монахов).
Оранжевый шарф — это привилегия членов правительства.
Красный носят члены королевской семьи и высшие чиновники.
Владелец зеленого кабни — судья.
Белый шарф в синюю полоску носят члены нижней палаты парламента Бутана (Национальной ассамблеи Бутана).
Белый шарф в красную полоску носят чуть более 200 человек, возглавляющих административно-территориальные единицы. В Бутане их называют Гевог.
Белые шарфы — это привилегия рядовых граждан Бутана.
Увидев в аэропорту нашего гида, одетого в национальный костюм, я подумала, что это современная стилизация традиционного платья, некое шоу для туристов.
Но оказалось, что в 1989 году правительство Бутана изменило статус национального костюма (мужского гхо и женского кира) с рекомендательного на обязательный: для педагогов, для госслужащих, для посещения дзонгов и для официальных собраний.
Для женского наряда киры используется длинный прямоугольный кусок ткани, сшитый из трех отрезов. Полотно оборачивают вокруг тела, образуя просторный запах, чтобы обеспечить свободу движения.
Подол киры касается земли, под грудью ее фиксируют декоративным поясом или на плечах серебряными брошками.
Для повседневной жизни используют, как и для мужских гхо (в зависимости от сезона), хлопок или шерсть скромных натуральных расцветок, для праздников допускается яркий атласный шелк.
Под кирой полагается надеть блузку «вонджу», а поверх — короткий жакет «тего», украшенный разноцветной вышивкой и тесьмой. Для торжественных моментов обязателен узкий расшитый шарф «рачу».
И маленький блиц, без которого рассказ о Бутане показался бы мне неполным:
При строительстве дзонгов (крепость, состоящая не только из монастыря, но и комплекса административных зданий) запрещено использование гвоздей.
В армии королевства с населением менее миллиона существует независимое подразделение «Королевские телохранители Бутана» — спецназ в тысячу бойцов, охраняющий монарха и его семью.
И наконец-то я узнала секрет буддийских покатых крыш! Типичная архитектура пагод символизирует объединение земли и неба, но главное их достоинство в том, что демоны, не способные удерживаться на покатой поверхности, соскальзывают с крыш!
Продолжение в следующем номере «МК».
Фото предоставлены Ниной ШАЦКОЙ.