Водителей, пойманных на вождении в нетрезвом виде, обяжут устанавливать на свои машины алкозамки, которые способны по запаху вычислять не только пьяных, но и чужаков за рулем.
Инициатором подобной идеи стало Министерство промышленности и торговли. «Если человек хоть раз попался на вождении в нетрезвом состоянии, он вносится в базу. С ГИБДД обсуждаем изменение правил таким образом, чтобы все автомобили нарушителя, на которых он ездит, были принудительно за его счет оборудованы алкозамком», — заявил журналистам замглавы министерства Василий Шпак.
Алкозамок — это специальное устройство, которое блокирует автомобиль, пока водитель не пройдет экспресс-тест на пары алкоголя. Кроме того, то же устройство способно опознать человека и заблокировать возможность поездки, если за рулем окажется не хозяин машины. Это исключает уловку, когда нарушитель дает вместо себя подышать в трубку трезвого знакомого.
Прибор был разработан в Швеции около 30 лет назад. Он чуть больше сотового телефона и напоминает рацию в спецмашинах. Как только двигатель автомобиля начинает работать, автоматически включается и алкозамок. Если все в порядке, электроника сообщит о готовности к движению. В России подобные устройства стоят от 25 до 120 тысяч рублей.
Изначально предполагалось использовать их для профессиональных водителей, работающих в сфере пассажирских перевозок. В 2009 году в Татарстане даже установили приборы на школьные автобусы, но через несколько месяцев проект закрыли. Алкозамки российского производства явно требовали доработки. Они блокировали двигатели прямо во время движения, к тому же имели обыкновение реагировать на запах одеколона, лосьона после бритья и даже на дым сигарет. Оказалось, что перед тестированием нельзя ничего есть и запрещено пить воду. Если замок сработает, то машина заблокируется на полчаса. Словом, в Казани поняли, что проблем здесь куда больше, чем пользы, и о новинке забыли на много лет.
В 2020 году началось обсуждение уже массового использования алкозамков, которые должны были устанавливать на все без исключения автомобили. Но ни представители Минпромторга, ни сотрудники ГИБДД не комментируют, изменилось ли качество российского товара или замки придется закупать за рубежом. Стоимость этих устройств в России заметно превышает средний уровень заработка. Проще заплатить штраф, чем поставить алкозамок.
Для людей, кто не может рассчитать свои силы, эти аппараты, возможно, были бы выходом из положения, но у нас есть масса водителей, которые вообще алкоголь не употребляют. По всей видимости, установка алкозамков — коммерческий проект. Но заставлять трезвенников выкладывать средства за установку аппаратов было бы крайне несправедливо.
Между тем в Европе алкозамки работают без серьезных сбоев. Там их массовое внедрение планируется с 2022 года. В Литве уже в прошлом году была введена оригинальная практика: если нарушитель соглашался поставить алкозамок за свой счет, ему могли сократить срок лишения прав. В Австралии водитель, пойманный за вождение в пьяном виде, обязан оснастить машину прибором за собственный счет. Похоже, в России собираются повторить именно этот опыт.