На протяжении нескольких лет она вызывала у москвичей и туристов столицы усмешки: «Что это за груда г…на?» Она действительно выглядела как 12-метровая куча отходов. За такие произведения я бы автору не пожала руку. Но, как оказалось, убрать арт-объект, который явно ухудшает городской ландшафт, — задача не из легких. Особенно если он расположен на территории конкретного владельца.
«Большую глину №4» создал швейцарский художник Урс Фишер. Идея была интересной. «Запечатленный в огромных размерах обычный рабочий материал скульптора в самом начале обретения задуманной формы, — так объясняли концепцию монумента организаторы установки этого «шедевра». — Скульптура еще не завершена, она еще не нашла себя, она может превратиться как в Давида, так и во что-то иное». Министр культуры Ольга Любимова деликатно утверждала, что именно подобные работы могут вызвать дискуссии о сущности творчества.
Но дискуссий не состоялось. Приговор зрителей был окончательным и не подлежал обжалованию: г… — оно и есть г… Особенно бесило несоответствие: с одной стороны — монументальная сталинская архитектура, купола храма Христа Спасителя, с другой — эта странная серая глыба.
Скульптуру, похоже, хотят установить в подмосковном Чехове (боже, за что им это?). Однако местные власти пока эту информацию не подтвердили.
ПОЭТУ-МУТАНТУ ПОСВЯЩАЕТСЯ…
Памятник Сергею Есенину, установленный во дворе его музея в Москве в 2020 году, стал настоящей сенсацией. Автор Григорий Потоцкий увидел классика… крабом или гигантским насекомым. Есенин странно висел в воздухе, запрокинув голову к небесам, опираясь при этом на конструкцию, отдаленно напоминающую ласты. Что только не писали об этом в соцсетях! Есенина называли мутантом, демоном, а кто-то решил, что пьяный поэт рухнул со скамейки.
На самом деле, как пояснил скульптор, это не ласты — это крылья! А сам Есенин — ангел, который не смог взлететь. Или взлетел, но потом упал. И если толстокожие москвичи не уловили столь тонкую аллюзию, то художник не виноват. «Они хотят красивого Есенина, хотят златокудрого. Хотят того, к чему привыкли. А увидеть боль, увидеть правду они не готовы», — обратил Потоцкий свой упрек к недалёким ценителям прекрасного.
Москвичи возразили: «Если требуется объяснять свое творчество людям, чтобы они поняли, то лучше держать эти произведения у себя в мастерской».
Зато руководство музея было довольным. «Люди приходят, фотографируют, у нас ажиотаж. Даже те, кто не раз бывал в музее, возвращаются во дворик, чтобы сделать снимок. Да, в интернете много отрицательных отзывов, но те, кто находит время прийти и увидеть своими глазами, уходят, в основном, с положительными впечатлениями. Говорят интересные слова о новом видении скульптуры, которое показывает нам другого Есенина, неизбитый образ», — порадовалась ажиотажу заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея Александра Шетракова.
Тем не менее, через месяц скульптуру убрали. И, как заверили в дирекции музея, не из-за возмущенных откликов. А потому что истек срок договора с автором.
ВОТ И СКАЗОЧКЕ КОНЕЦ. ЦЕРЕТЕЛИ – МОЛОДЕЦ!
Но всех, конечно, переплюнул Зураб Церетели. Его монументальные работы довели народ до истерики. Сначала — гигантская фигура Петра I, которая появилась в 1997 году на искусственном острове у слияния Москвы-реки и Обводного канала. Затем — вызывающее нервное дрожание «Древо сказок».
Когда возвели Петра, зрители замерли в недоумении. Император в римских доспехах, корабль выглядел как игрушечная лодочка… Вскоре стало ясно, что Петр — это переделанный Христофор Колумб. Когда-то фигуру знаменитого путешественника заказали мексиканцы. Но когда гости из Латинской Америки увидели, что в итоге получилось, молча сбежали из Москвы. С железным монстром нужно было что-то делать. В итоге Церетели отрезал голову Колумба и приварил голову Петра.
«История сама расставит все по местам. Вспомните, сколько выдающихся людей — художников, писателей — опозорились, когда критиковали Эйфелеву башню. Теперь, когда ее считают символом Парижа и признали уникальным монументом, о тех, кто ее ругал, вспоминают с усмешкой», — говорил оппонентам скульптор. Тогдашний вице-мэр Владимир Ресин грозился сослать императора в его любимый Санкт-Петербург. Но тут возмутились жители Питера: им было достаточно и Петра работы Михаила Шемякина — с двухметровым туловищем и крошечной, словно у клопа, головой. И Петр Христофорович, как его именуют москвичи, пока остается на своем острове.
А вот 16-метровое «Древо сказок», установленное Зурабом Церетели в Московском зоопарке, москвичам все-таки удалось убрать. Правда, на это потребовалось 15 лет. Скульптура по замыслу автора должна была представлять дерево, в ветвях которого «гнездились» Жар-птица, Русалка, Царевна-лягушка, семь богатырей и многие другие герои русских сказок. Однако непонятно, откуда там появились львы, слоны, крокодилы и бегемоты. Понять, где кто находится, было вообще очень сложно. Из Русалки торчал хвост крокодила, дядька Черномор зачем-то протыкает копьем Жар-птицу, на которой верхом сидит кот ученый…
В 2013 году тогдашний директор зоопарка Наталья Колобова заявила, что мечтает убрать этот ужас с территории. Но в 2016 году она покинула свою должность. Менялось руководство, зоопарк переживал одну реконструкцию за другой, а монумент все еще стоял, пока в 2022 году «Древо сказок» не демонтировали, освобождая и без того стесненное пространство знаменитого зверинца. Дальнейшая судьба этого произведения остается неизвестной.
Столичные власти не раз заявляли, что для установки памятника или арт-объекта необходимо пройти множество комиссий и согласований. Но когда разгорелся скандал вокруг «Большой глины», первая замглавы Комитета Госдумы по искусству Елена Драпеко развела руками: чиновники ничего не могут сделать! Собственник территории вправе устанавливать памятник по своему вкусу. А на вкус и цвет, как известно, товарищей нет.
Кураторы общественного пространства ГЭС-2, где находилась «Глина», написали в социальных сетях, что на это место готовится другая композиция. «Смена объекта — это часть запланированной ротации произведений искусства в городской среде и развития территории», — официально сообщили они.
Что это будет, пока не известно. Но говорят, у автора «Большой глины №4» есть еще одно грандиозное произведение: унитаз, наполненный фруктами…
Наталья Владимирова