24 декабря у берегов Испании потерпело крушение в результате взрыва грузовое судно Ursa Major («Большая Медведица»).
На борту на момент крушения находились 16 членов экипажа. Следовавшее под российским флагом судно производило транспортировку из Санкт-Петербурга на Дальний Восток двух тяжеловесных портальных крана, а также трюмные крышки для возведения атомного ледокола по заказу Росатома и Газпромнефти.
Капитан 1-го ранга в запасе Василий Дандыкин в интервью «МК» выразил уверенность, что взрыв был подстроен спецслужбами Украины. И спланированная акция явно признана успешной, так как погибли два члена экипажа, а в условиях санкций утраченный груз невозможно восстановить и приобрести.
Дандыкин также предположил, что взрывное устройство могло быть установлено в закрытом пространстве в районе расположения мощных дизельных двигателей.
А вот в версию удара торпедой или дроном эксперт отмел, так как в этом случае были бы очевидны последствия воздействия на внешнем виде судна.
«Взрыв произошел именно в машинном отделении, судно подорвали изнутри. Что касается дронов, то в Средиземном море, в районе, где находился корабль, не было зафиксировано никаких активных угроз», — пояснил эксперт.
По его словам на фоне последствий для судна мощность бомбы могла составлять не менее нескольких десятков килограмм. А вот установкой мог заниматься сторонний человек, который поднялся по борт под предлогом проверки или инспекции.
«Обычно, когда проводится крупный поход, корабли проходят проверку, и специалисты дают разрешение на выход в море», — пояснил Дандыкин.
Также диверсанты могли поместить необходимые часть для бомбы в контейнеры по борту.
По части расследования и поиска виновника взрыва Дандыкин сообщил, что будет полностью изучена документация всех бортовых журналов, где отмечается все люди, которые поднимались на борт или покидали корабль.
«Необходимо выяснить, кто находился на борту в момент инцидента, и какие действия были предприняты», — пояснил он.
По поводу подъема затонувшего судка Дандыкин затруднился пояснить ситуацию, так как это зависит от глубины текущего нахождения объекта. Также он напомнил, что траты на это будут довольно крупными.
«Подъем объекта — это серьезная задача, и я считаю, что это маловероятно», — подчеркнул Данидыкин.
А вот обследование судна на глубине с помощью аквалангистов и батискафов для установления деталей произошедшего эксперт вполне допустил.
Также эксперт обратил внимание на необходимость более тщательной работы противодиверсионной службы, которая должна следить как за военными кораблями, так и за гражданскими (танкеры, сухогрузы и пр.).
Отдельно он призвал внести СБУ в реестр террористических организаций.
Примечательно, что ранее Telegram-канал «Старше Эдды» озвучил версии проведенной на судне диверсии. По первой, завербованные СБУ или ГУР диверсанты, которые находились на борту, установили бомбу в заранее указанном месте. СВУ имело таймер.
По второй версии украинские спецслужбы заранее выяснили маршрут корабля и устроили засаду с использованием БПЛА со взрывчаткой.