Глава Минприроды Александр Козлов с поразительной точностью определил временной рубеж, когда Россия исчерпает свои запасы углеводородов. По его словам, нефти при текущем уровне добычи нам хватит на 59 лет, а природного газа – на 103 года. Опрошенные «365NEWS» эксперты считают такую конкретику неуместной, поскольку энергоресурсы можно в любой момент пересчитать по своему усмотрению.
Фото: pixabay.com
Козлов добавил, что это «общий баланс по больнице», поскольку какие-то месторождения близки к истощению, а какие-то «еще не получили полную нагрузку». Ранее свою оценку отечественных закромов углеводородного сырья дал руководитель Роснедр Евгений Киселев. Он сообщил, что страна обеспечена «черным золотом» на 58 лет вперед, при этом рентабельных запасов остается на 19 лет. Что касается природного газа, то его хватит более чем на 60 лет при любых сценариях развития. Киселев признал условность озвученных им цифр, заметив, что с развитием технологий этот рубеж будет постоянно отодвигаться.
Но есть ли вообще смысл называть какие-либо сроки, учитывая переменчивость ситуации с нефте- и газодобычей, с объемами экспортных поставок, с рыночными котировками, со спросом и предложением, с инвестициями в «нефтянку», с новыми технологиями? Все эти параметры в конечном итоге определяют временные рамки, когда страна может не опасаться за состояние своей сырьевой кубышки.
«Все зависит от себестоимости добычи и конечной цены, – говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. – Уверяю вас, если баррель нефти будет стоить $200, мы ее будем добывать еще лет сто. Тем более что, согласно последним научным исследованиям, это возобновляемый ресурс».
По словам собеседника «365NEWS», запасы углеводородов надо четко разделять на два основных типа. В первом случае речь идет о геологических запасах, которые находятся в залежах и подсчитаны по результатам бурения. Во втором – об извлекаемых: их можно добыть при текущем технологическом обеспечении отрасли, при этом получая прибыль и не нанося ущерба экологии. Как поясняет Пикин, в своих рассуждениях министр Козлов оперирует показателями извлекаемых запасов – около 19 млрд тонн нефти и 48 трлн кубических метров газа. Судя по всему, чиновник взял эти цифры и просто поделил на показатели среднегодового потребления обоих видов сырья.
Дело еще и в том, отмечает Пикин, что потребность в больших объемах углеводородов (хотя для России тема природного газа еще долго будет оставаться актуальной) будет в перспективе отпадать. Ведущие страны мира взяли курс на «углеродную нейтральность»: например, Европа собирается полностью отказаться от использования сжигаемого сырья к 2025 году, Китай – к 2060-му. Повсеместно возникают проекты по созданию новых ветровых и приливных электростанций, автомобили переходят на электротягу и водород.
«Говорить о том, что запасы нефти и газа в России будут полностью исчерпаны к какому-то сроку, вообще не стоит, – считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. – Роснедра и Минприроды постоянно пересматривают параметры имеющихся (разведанных) ресурсов, поскольку геологоразведка ведется постоянно – это один из ключевых элементов добычи сырья».
Тут важнее фактор рентабельности. Какие-то месторождения имеет смысл разрабатывать при текущих мировых ценах, на других же добывать углеводороды довольно затратно, а конечная стоимость гораздо выше «среднеарифметической». Проблема в том, что в России запасы легкодобываемой (с низкой себестоимостью) нефти близки к исчерпанию: таких месторождений, вышедших еще из советской эпохи, осталось всего 20% по отношению к общему количеству. Основным препятствием для добычи углеводородов в труднодоступных районах, в частности на Арктическом шельфе, является отсутствие безопасных и дешевых технологий, а также серьезных инвестиций.
Что касается газа, то, по мнению Деева, его должно хватить более чем на 60 лет. Особых сложностей в этой сфере не наблюдается – напротив, повышается коэффициент извлечения газа, идет освоение по-настоящему глубоких залежей. Кроме того, отрасль продвигается все дальше на север Арктики, Восточной Сибири, Ямала, где создается новая транспортная и добывающая инфраструктура. Это позволяет России предлагать конкурентоспособные цены на глобальном рынке.