Российская туротрасль получила новый мощный удар: власти уведомили авиакомпании об ограничении авиасообщения с Турцией, а также рекомендовали туроператорам приостановить продажу путевок в эту страну в период с 15 апреля по 1 июня. Планы на отпуск оказались исковерканы у более чем 530 тыс. российских граждан. Мы выяснили, стоит ли горе-путешественникам рассчитывать на возмещение всей затраченной на несостоявшийся тур суммы.
Фото: pixabay.com
Росавиация официально уведомила авиакомпании об ограничении авиасообщения с Турцией. Исключением станут два рейса в неделю по маршруту Стамбул–Москва и обратно, а также вывозные рейсы. Ранее вице-премьер Татьяна Голикова рекомендовала туроператорам в связи с эпидемиологической ситуацией приостановить продажу путевок в Турцию в период с 15 апреля по 1 июня.
Если верить официальной статистике, действительно в Турции количество заразившихся коронавирусом постоянно растет. Дабы не допустить новой волны пандемии в России, власти решили закрыть россиянам доступ к турецким курортам. Так или иначе, 533 200 человек, купивших туры на 32 млрд рублей, по оценкам Ассоциации туроператоров России (АТОР), остались без отпуска на майские. К этой немалой цифре стоит еще приплюсовать сотни тысяч самостоятельных путешественников, которые бронировали номера в отелях и авиабилеты, не прибегая к услугам туроператоров.
«Если запреты на полеты и продажу туров потом надумают продлить и до конца лета, то пострадать успеют отпуска у еще как минимум 1 млн россиян, которые наверняка успели и заказать, и оплатить хотя бы частично поездки туроператорам на июнь–июль заранее», – полагает шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарев.
По словам вице-президента АТОР Дмитрия Горина, полная стоимость тура в Турцию не будет возвращена при его аннулировании. Это следует из Федерального закона 132 об основах туристской деятельности.
Профессор Института отраслевого менеджмента РАНХиГС, эксперт по туризму Галина Дехтярь солидарна с Гориным. Эксперт рассказала, что при отказе туриста от тура за определенное количество дней клиенту возвращается полная стоимость тура, но за вычетом фактически понесенных туроператором расходов. Наверняка компании уже передали деньги за предварительное бронирование номеров своим партнерам – турецким отельерам, которые, разумеется, не побегут все возвращать по первому требованию. Можно, конечно, попробовать вернуть деньги через суд, где компании самой придется доказывать размер фактически понесенных расходов. Но это история долгая и ненадежная: несостоявшимся туристам придется запастись терпением на долгие месяцы.
Дехтярь рекомендует тем, кто уже «попал на деньги», не принимать никаких поспешных мер и подождать несколько дней, пока не появится дополнительное постановление правительства или разъяснение с возможными вариантами развития ситуации, а также с правилами компенсации, сроками возврата денежных средств туристам, которые приобрели туры, вариантами переноса и пересчета. Она полагает, что власти остановятся на прошлогоднем варианте компенсации: перенес даты поездки либо изменение направления.
Если туроператоров обяжут вернуть клиентам деньги за путевки в полном объеме, то многим из них придется для этого брать кредиты, и не факт что банки пойдут им навстречу, зная о плачевном состоянии отрасли, считает собеседница «365NEWS». «Реестр туроператоров за минувший год уменьшился более чем на 1 тыс. компаний. Это последствия пандемии коронавируса. В нынешнем году число фирм продолжит сокращаться», – сказала Галина Дехтярь.
Между тем клиенты уже принялись штурмовать офисы туроператоров и требовать вернуть потраченные на путевки деньги. Руководители крупных компаний прогнозируют волну банкротств в отрасли, если государство обяжет возвращать 100% суммы.
Если говорить о самостоятельных путешественниках, то и им придется побороться за свои деньги. Получить деньги за билеты от авиаперевозчика нельзя будет в течение 3 лет, отметил старший управляющий партнер юридической компании PG Partners Петр Гусятников.
«До истечения трехлетнего периода пассажир может воспользоваться ваучерами, на которые будет зачислена сумма за неиспользованные билеты, для оплаты его поездок в другие даты по всем направлениям перевозчика. При этом ваучер действует для оплаты билетов только той авиакомпании, рейс которой был отменен, – рассказал он. – Что делать пассажиру, чтобы вернуть деньги? Либо ждать 3 года, либо воспользоваться ваучерами».