Названы риски, связанные с рекордной задолженностью по налогам в 3,3 трлн рублей

Общая сумма налоговых долгов населения и бизнеса перед государством увеличилась на 20% за год, достигнув 3,3 трлн рублей. Для сравнения, эта рекордная цифра практически соответствует размеру бюджетного дефицита, который составил 3,8 трлн по итогам девяти месяцев. По словам экспертов, опрошенных «МК», проблема не в плохой налоговой дисциплине: ситуация в первую очередь обусловлена ростом затрат и снижением прибыли у налогоплательщиков, высокой ключевой ставкой и резким увеличением фискальной и административной нагрузки.

Названы риски, связанные с рекордной задолженностью по налогам в 3,3 трлн рублей

Важно отметить, что из общей суммы долга в 3,3 трлн рублей лишь 1,2 трлн составляют непосредственно недоимки: остальная часть — это штрафы, пени, проценты и другие надбавки, которые со временем накапливаются как снежный ком. Согласно данным Росстата, примерно 23% долга формируют малые предприятия, тогда как 77% — крупные компании и физические лица.

Тем не менее, одновременно растет и собираемость налогов. За период с января по сентябрь 2025 года федеральный бюджет получил 2,9 трлн рублей от налога на прибыль, что на 82% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Также увеличились другие поступления: НДФЛ — на 87%, НДС — на 23%. Это во многом связано с новыми мерами администрирования, такими как введение механизмов единого налогового счета (ЕНС) и единого налогового платежа (ЕНП). Это, безусловно, повысило прозрачность в учете и уплате налогов, и бизнесу стало значительно сложнее использовать различные нелегальные схемы.

С другой стороны, текущая экономическая ситуация усложняет жизнь всем: из-за дорогих кредитов прибыль компаний снижается (значительную часть поглощают процентные выплаты), а затраты продолжают расти, свободных средств становится меньше. Поскольку пени привязаны к ключевой ставке, которая на данный момент составляет 16,5%, даже небольшая просрочка становится для бизнеса серьезной проблемой. Наиболее затруднительно дело обстоит в секторах с низкой маржинальностью и высокой долговой нагрузкой.

«Рост налогового долга до 3,3 трлн рублей — это не вопрос о «плохой дисциплине», а следствие накопившегося давления на бизнес и граждан, — утверждает председатель Комитета по страхованию Ассоциации экспортеров и импортеров Максим Гмыря. — Когда заемные средства становятся все более дорогими, а контроль со стороны государства усиливается, любая задержка с уплатой налогов быстро оборачивается пенями. Выбраться из этой ситуации становится все труднее. Рекордные цифры обусловлены именно санкционными начислениями, которые накладываются на первоначальные недоимки и раздувают общую сумму».

Риски здесь очевидны. По словам аналитика, если не будет смягчений или более гибкого подхода, следующим шагом станут блокировки счетов и фактическая остановка бизнеса. А это приведет к цепочке банкротств. Формально это принесет бюджету одноразовое пополнение за счет реализации активов, но затем последует резкое сокращение налоговой базы. При этом сами компании нередко усугубляют ситуацию, когда тратят налоговые средства «здесь и сейчас» в ожидании будущих поступлений от клиентов. Это ведет к кассовым разрывам и риску потери бизнеса. Как подчеркивает Максим Гмыря, на практике гораздо безопаснее быть должным контрагенту, чем государству: последствия менее строгие, и даже потеря партнера менее критична, чем утрата компании в целом.

«Налоговая нагрузка значительно возросла еще в 2024 году, и этой тенденции придало новый импульс недавнее повышение ставки НДС до 22%, — рассуждает главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев. — И если при этом растет задолженность, это вызывает серьезные размышления. Динамика показательна: нынешний рост на 20% по сравнению с показателями за январь-октябрь 2024 года — это тревожный сигнал. Получается, чем жестче фискальное давление на бизнес и граждан, тем больше они недоплачивают, и тем больше страдает доходная часть бюджета. А ведь наша экономика также демонстрирует замедление (в первом квартале ВВП увеличился на 1,4%, во втором — на 1,1%, в третьем — на 0,6%), соответственно, генерирует меньше доходов. Объем инвестиций в основной капитал в июле-сентябре снизился на 3,1%. Думаю, в таких условиях не стоит, по крайней мере, повышать налоги дальше, а в идеале — пересмотреть ранее принятые решения, смягчив их».

Очевидно, что государство выбирает самый простой для себя путь — усиливает администрирование. Но это двусторонний меч. Следует признать горькую правду, заключает Николаев: сегодня в России уплата или неуплата налогов — это для многих компаний, а для малого бизнеса вопрос выживания без альтернатив. Не заплатил — выжил, продолжил функционировать. Заплатил — гарантированно обанкротился и закрылся.

Источник: www.mk.ru

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях