Ситуация на рынке топлива, похоже, все больше уходит из-под контроля как федеральных, так и местных властей. И причина этого не только в том, что в ряде регионов, от Центральной части до Дальнего Востока, автовладельцы столкнулись с недостатком бензина на автозаправочных станциях. У проблемы дефицита множество аспектов, проявлений и возможных последствий, и этот многоуровневый характер заставляет воспринимать ее как системное явление, а не как «временные трудности».
В августе Минэнерго сообщало о том, что ожидает стабилизации цен на бензин после продления полного запрета на экспорт с 1 сентября. Однако сентябрь уже подходит к концу, и никакой стабилизации пока не наблюдается. На прошлой неделе биржевые котировки марки АИ-92 трижды обновляли исторический максимум, увеличившись в четверг, 25 сентября, на 0,22%, до 73848 рублей за тонну. Сорт АИ-95 подорожал на 0,5%, достигнув 79788 рублей за тонну.
Согласно данным Росстата, на автозаправках цена бензина с начала года возросла на 8,36% (дизельное топливо – на 3%), что почти в два раза выше уровня инфляции за тот же период (4,16%). Минэнерго, тем не менее, придерживается успокаивающей риторики: в ведомстве заявили, что в 2026 году «с учетом изменения тарифов естественных монополий и изменений в налоговом законодательстве конечные цены на автозаправках могут незначительно отличаться от общестранового индекса потребительских цен».
Тем временем, в реальной жизни, у событий своя логика развития. Для многих независимых автозаправок закупки на бирже по текущим ценам стали убыточными. Некоторые (в Тамбовской, Тверской и Липецкой областях) увеличили цены примерно на 10%, другие продолжили работать в убыток, третьи прекратили продажи, а несколько сотен автозаправок вообще закрылись. Им всем оказалось сложно конкурировать с «крупняком» — сбытовыми вертикально интегрированными компаниями (ВИНКами), которые покупают и реализуют топливо не через биржу, а напрямую у своих перерабатывающих подразделений, по более низкой цене.
Цены на топливо растут на фоне плановых и внеплановых ремонтов на крупных НПЗ, трудностей с доставкой его в регионы, а также ажиотажа на внутреннем рынке и усиления потребительской тревожности. Атаки беспилотников на инфраструктуру нефтепереработки происходят практически ежедневно; по оценкам экспертов, выведено из строя до 20% мощностей, что является чрезмерным. С мест поступают сообщения об ограничении объемов выдачи дефицитного бензина в одни руки, о запретах на продажу в канистры, о том, что ряд розничных продавцов оставил в своем ассортименте только дизель.
Тем временем, как заверяет вице-премьер Александр Новак, на топливном рынке «баланс в целом и по сентябрю, и по октябрю сложен». «На сегодняшний день действительно существует небольшой дефицит нефтепродуктов, который покрывается за счет накопленных остатков, такая практика всегда имела место», — заявил Новак на прошлой неделе. Опрошенные «МК» эксперты не полностью согласны с официальной оценкой, указывая на наиболее очевидные риски. По словам аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, сегодня внутренний рынок топлива является основным источником инфляционной угрозы.
«В начале сентября бензин подорожал на 0,55%, неделей ранее на 0,3%, а в августе колебался в пределах 0,4-0,6%, — напоминает Чернов. — Основные причины того, что он почти вдвое обогнал общую инфляцию, заключаются в перебоях с поставками и внеплановых ремонтах НПЗ после атак беспилотников, что сильнее всего ударило по югу страны. К этому добавились высокие затраты на логистику и переработку, а также ожидания дальнейшего роста цен, которые заставляют продавцов повышать их заранее. Это быстро отражается в экономике через логистику и торговлю, так как стоимость доставки товаров закладывается в конечные цены для потребителей.»
Если цены на бензин в рознице продолжат расти, особенно в тех регионах, где отсутствуют собственные НПЗ, это, по словам директора Центра исследований социальной экономики Алексея Зубца, добавит к общему индексу инфляции один-два процентных пункта. Потребительские товары будут дорожать в основном в провинции, где поставщиков гораздо меньше, чем в столице и других крупных городах. Причем этим поставщикам придется закупать бензин по завышенной цене у перекупщиков.
«Мораторий на экспорт не решает проблему дефицита: в среднем за год 90% производимого бензина поступает на внутренний рынок, и лишь 10% — зарубежным клиентам, — рассуждает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Сегодня риски возрастают из-за дополнительных затрат на ремонт НПЗ, которые несут нефтяники. Плюс, с 2022 года эти работы обходятся им дороже, так как часть оборудования приходится завозить по параллельному импорту, а какая-то техника оказывается вообще недоступной. Но еще важнее фундаментальный фактор: в первом полугодии выплаты в рамках механизма фиксирующей надбавки по топливному демпферу сократились примерно на 40% год к году — вслед за падением цен на нефть ниже $70 за баррель. И вот сейчас компании пытаются восполнить недополученную, по их мнению, выручку за счет внутреннего рынка.»
Признаков масштабного топливного кризиса пока не наблюдается, успокаивает глава «Альянс тракс» Алексей Иванов. Текущие проблемы носят временный и во многом сезонный характер: они вызваны не только ремонтами НПЗ, но и естественным летним ростом потребления топлива на фоне туристического сезона и сельскохозяйственных работ. По оценкам экспертов, производство бензина уменьшилось примерно на 10%, что и стало причиной дисбаланса. Реагируя на ситуацию, правительство продлило запрет на экспорт бензина до конца 2025 года для всех участников рынка и ввело аналогичные ограничения для дизельного топлива для непроизводителей. Что касается восстановления НПЗ, пострадавших от атак, этот процесс может занять до двух месяцев, а завершение плановых ремонтов ожидается к ноябрю. С окончанием туристического сезона и уборочной кампании спрос естественным образом снизится.
АНЕКДОТ ДНЯ
Обычно не хвастаюсь дорогими поездками, но сегодня я только что вернулся с заправки.