В настоящее время безработные россияне тратят в среднем 5,1 месяца на поиск нового рабочего места. Хотя эта цифра может не вызывать восторга, она устанавливает абсолютный рекорд в статистике Росстата, который ведется с 2009 года. По мнению экспертов, такая ситуация в основном наблюдается в сфере услуг и в тех секторах экономики, которые растут стремительными темпами, например, в ритейле. В то же время, это мало касается промышленности.
В 2009 году среднее время поиска работы составляло 7,4 месяца. Затем, вплоть до 2019 года, этот показатель колебался в районе семи-восьми месяцев, а в 2023 году он снизился до менее шести. В июле и сентябре текущего года он достиг минимальных уровней за всю историю наблюдений — 4,6 и 4,8 месяца (в среднем 5,1 месяца за период с января по сентябрь).
Что касается уровня безработицы (по методологии Международной организации труда), то в сентябре он составил 2,2%, или 1 млн 646 тыс человек, что на 54 тысячи больше, чем в августе. Росстат, ссылаясь на данные Роструда, сообщает, что к концу августа в службах занятости числилось 400 тысяч граждан, не имеющих работы. Из них 300 тысяч были признаны безработными, и 200 тысяч получали соответствующее пособие. Число рабочей силы в стране в возрасте 15 лет и старше составило 76,5 млн человек.
Напомним, согласно методологии МОТ, безработными считаются лица, не имеющие работы, активно её ищущие и готовые приступить к ней в ближайшее время.
Никто не станет оспаривать, что низкая безработица — это большое благо, но в России она уже превратилась в дефицит кадров, как подчеркнула на днях в своем выступлении в Госдуме председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Она отметила, что сложно найти пример другой крупной экономики, где показатели рынка труда оставались бы в такой зоне так долго. Острая конкуренция среди предприятий за кадры приводит к тому, что рост зарплат опережает производительность труда. «То есть, это ведет к инфляции и обесцениванию тех же самых зарплат», — пояснила глава регулятора.
«Ну, пять месяцев на поиск работы — это много, учитывая, что у нас огромное количество вакансий на рынке труда, — размышляет директор Центра исследований социальной экономики Алексей Зубец. — Думаю, в основном речь идет о рабочих местах, найденных через знакомых или социальные сети. Люди не удовлетворены предложениями, которые им поступают на бирже (либо этот канал вообще не рассматривается как подходящий для трудоустройства), и обращаются к знакомым или размещают объявления в популярных соцсетях. При этом ситуация сильно варьируется по секторам экономики. В автопроме, металлургии и строительстве дела обстоят плохо; часть стагнирующих производств перешла на четырехдневную рабочую неделю. Но ритейл, различные сервисные услуги, маркетплейсы и, в целом, все, что связано с обслуживанием населения — эти сферы сегодня развиваются довольно быстро. Соответственно, им требуется всё больше рабочих рук.
Таким образом, резюмирует Зубец, на российском рынке труда продолжается процесс сегрегации: с одной стороны, кто-то остался без работы и не может найти новую, а с другой — в определенных отраслях сохраняется высокий спрос на специалистов, особенно с соответствующим опытом и квалификацией.
«Считается, что когда уровень безработицы опускается ниже 5%, серьезно страдает рыночная конкуренция. Нынешние 2,2% — это серьезный вызов для России, — отмечает экономист, топ-менеджер в области финансовых коммуникаций Андрей Лобода. — Я много путешествую по стране и вижу, что за Уралом и до Чукотки крупные работодатели в рекламных объявлениях не первый год указывают уровень зарплаты от 400 тысяч до 500 тысяч рублей и выше. Людей остро не хватает, особенно на северных территориях и в удаленных от областных центров Сибири и Дальнего Востока районах. В результате ситуация стала выгодной для соискателей: потенциальные кандидаты на хорошие должности не чувствуют себя скованными на собеседованиях, нередко диктуя работодателям свои условия.
Сегодня рынок становится более живым, гибким и технологичным, утверждает эксперт по социальным коммуникациям и семейным инициативам Анастасия Горелкина. Активно развиваются онлайн-платформы для поиска вакансий, сервисы для подбора персонала и программы профессиональной переподготовки. Всё это способствует тому, чтобы люди быстрее находили подходящие варианты и при необходимости меняли сферу деятельности. Кроме того, компании в различных секторах экономики расширяют свои штаты, что стимулирует более активное продвижение кадров. По словам Горелкиной, работодатели чаще предлагают кандидатам индивидуальные условия, что способствует более точному совпадению интересов обеих сторон.