Названы причины, по которым дорожает бензин на заправках

Ситуация на российском топливном рынке потребовала срочного вмешательства со стороны властей. 14 августа вопрос будет поднят на совещании с участием вице-премьера Александра Новака и представителей нефтяных компаний. Основное внимание будет уделено мерам, направленным на предотвращение резкого роста розничных цен на бензин, которые уже превысили уровень инфляции, накопленный с начала года – 4,9% против 4,37%. В то же время существуют системные факторы, вызывающие сомнения в конечном успехе.

Названы причины, по которым дорожает бензин на заправках

Как показывает практика, цены на автозаправочных станциях растут с некоторым запозданием по сравнению с биржевыми котировками. Последние продолжают устанавливать исторические рекорды: за менее чем две недели, после введения полного запрета на экспорт, они увеличились на 4-5%. Во вторник, 12 августа, цена марки Аи-92 достигла 70 729 рублей за тонну, что стало абсолютным рекордом, превысившим предыдущее достижение от 18 сентября 2023 года. Что касается сорта Аи-95, то на днях его стоимость впервые превысила 80 тысяч рублей за тонну. В результате розничные продажи стали для автозаправок устойчиво убыточными на сегодняшний день.

При этом Минэнерго исключает дефицит бензина: по его словам, на рынке нефтепродуктов сохраняется избыток, а в ценовой политике учитывается сезонный рост спроса. Якобы запасов в стране накоплено столько, что компенсировать любые перебои в поставках не составит труда. Тем не менее, сложившаяся реальность опровергает эту успокаивающую риторику. Неудивительно, что ФАС предложила повысить минимальный объем продаж бензина на бирже с 15% до 17% для минимизации рисков «необоснованного роста цен». Это будет одним из ключевых вопросов на совещании с участием вице-премьера Новака, который курирует энергетику.

«Повышение норматива биржевых продаж до 17% выглядит как своего рода рычаг давления на нефтяников, когда простые просьбы и уговоры уже не действуют, – комментирует глава «Альянс Тракс» Алексей Иванов. – Конечно, ценовая ситуация на АЗС сейчас напряженная, но таковой она не может оставаться бесконечно: рано или поздно будет восстановлена инфраструктура нефтеперерабатывающих заводов после атак беспилотников весной и летом 2025 года. В случае же повышения уровня с 15% до 17% возникают опасения, что, когда рынок восстановится, правительство не вернет планку назад».

Однако у роста цен на топливо на АЗС есть и другие причины, помимо повышения оптовых цен. Во-первых, бизнесу необходимо поддерживать рентабельность на приемлемом уровне. Если приобретать бензин по более высоким ценам на бирже и при этом не повышать цены, доходность предприятий снизится. Во-вторых, современная АЗС – это не только место для оплаты за бензин, но и полноценная зона отдыха, требующая значительных затрат на содержание (оборудование, мебель и так далее). Это усугубляется постоянным ростом тарифов на услуги ЖКХ. В-третьих, владельцы автозаправок вынуждены дополнительно инвестировать в фонд оплаты труда, повышая зарплаты для сохранения штата.

«В основе всего происходящего – сезонный всплеск спроса на бензин, особенно в условиях, когда продолжаются плановые и внеплановые ремонты на НПЗ. Вероятно, восстановленные производственные мощности смогут быть введены в эксплуатацию не раньше конца сентября, – отмечает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. – Ситуация для лета, сезона отпусков, вполне стандартная. Некоторые АЗС на северо-западе страны фиксируют убытки и бьют тревогу из-за высокого спроса и дефицита предложения. Кроме того, далеко не у всех автозаправок есть прямые поставки с НПЗ и соответствующее оборудование для самовывоза, что, безусловно, значительно усложняет их работу».

К тому же Минэнерго делает противоречивые заявления: с одной стороны, там уверяют, что ситуация под контролем и нефтепродуктов достаточно, а с другой – ведомство призывает всех участников топливного рынка «вернуться к режиму регулярности и равномерности реализации и приобретения автомобильного бензина на всех доступных биржевых базисах». По словам Масленникова, текущие проблемы являются закономерным следствием постоянных запоздалых или половинчатых решений.

«Во-первых, – рассуждает собеседник «МК», – возникла задержка с запретом на экспорт бензина: в итоге производители находились в состоянии постоянного напряжения, не понимая, как им действовать, следует ли спешить с завершением ремонтов. Во-вторых, дополнительную головную боль создает неопределенность с нормативом биржевых продаж: повышение до 17% для многих экспертов является недостаточной, паллиативной мерой; многие называют цифру 20% или предлагают ввести скользящий норматив, который будет зависеть от уровня спроса. В-третьих, по-прежнему требует доработки механизм топливного демпфера, который из-за своей громоздкости не всегда гибко реагирует на краткосрочные изменения на рынках. Прежде всего, в нем не предусмотрены отдельные расчеты для бензина марок Аи-92 и Аи-95, цены берутся «в общем» по всем категориям».

В результате, по словам Масленникова, страдают небольшие независимые АЗС: поскольку оптовые цены постоянно опережают розничные, они несут убытки на каждом проданном литре бензина и, не имея запаса прочности, балансируют на грани рентабельности и банкротства.

В итоге, из года в год повторяются одни и те же кризисные сценарии, но вместо системных, по-настоящему глубоких решений государство прибегает к «пожарным» методам, блокируя экспорт или увеличивая нормативы биржевых продаж.

Источник: www.mk.ru

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях