Федеральная антимонопольная служба (ФАС) оштрафовала сервис бронирования отелей Booking.com на 1,3 млрд руб. за доминирующее положение на рынке. Эта сумма – 11,5% от оборота компании в России. Сервис навязывал гостиницам, отелям и хостелам условия, по которым они не могли установить цену на других платформах ниже, чем на «Букинге», считает ФАС. Мы разбирались, сможет ли компания оспорить штраф или предпочтет покинуть отечественный рынок.
В Booking.com заявили, что разочарованы решением ФАС. Антимонопольщики установили, что сервис навязывал российским гостиницам обязательное «предоставление и соблюдение паритета цен и номеров, а также условия взаимодействия с закрытыми группами пользователей».
«Мы намерены обжаловать данное решение о штрафе, пока ожидаем результатов апелляции на заключение ФАС в отношении нашей практики паритета цен», – заявили в компании. Напомним, ФАС России еще в декабре 2020 года завершила рассмотрение антимонопольного дела в отношении сервиса. Возбуждено оно было на основании обращения Общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».
Штраф в размере 1,3 млрд рублей – это 11,5% от российского оборота компании в 2020 году, что, безусловно, является значительной суммой, говорит руководитель юридической практики компании «Интерцессия» Григорий Скрипилев. «Шансы, что юристы сервиса смогут успешно обжаловать решение о наложении штрафа, сохраняются, и, вероятнее всего, они смогут добиться снижения размера в несколько раз, но добиться отмены принятого ФАС решения у них вряд ли получится», – считает он.
Между тем 26 августа WhatsApp, Facebook и Twitter оштрафовали на 36 млн рублей за отказ локализовать на территории РФ персональные данные россиян. Постановление вынес Таганский районный суд.
Напомним, в марте пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков выразил надежду, что до блокировки иностранных интернет-платформ не дойдет, потому что никто не хочет полного запрета. Так он прокомментировал ситуацию с Twitter. Весной Роскомнадзор замедлил скорость работы соцсети Twitter в России на 100% мобильных устройств и на 50% стационарных устройств и пригрозил блокировкой, если интернет-сервис не начнет выполнять требования российских законов.
Роскомнадзор и ФАС неоднократно в последние годы предупреждали разные иностранные сервисы о необходимости соблюдать российские законы. В результате – гигантские штрафы и реальная угроза ухода с российского рынка.
Идет тренд на усиление требований к западным IT-компаниям со стороны регуляторов, так что штраф Booking.com не вызывает удивления, говорит управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Марк Шерман. «Дальнейшее поведение компании, попавшей под штрафные санкции, зависит от того, насколько для неё важен российский рынок, – продолжает эксперт. – На ценах для путешественников уход агрегатора вряд ли отразится, возможно, будет больше опций по спецпредложениям, поскольку отелям не нужно будет платить комиссию за участие в сервисе».
Собеседники «МК» отмечают, что место популярного ресурса на нашем рынке может занять российский аналог, про развитие которого активно говорят власти. В случае ухода столь крупного конкурента иностранные сервисы тоже с удовольствием поделят часть рынка.
Ведущий юрист Объединенного юридического центра «Парфенон» Павел Уткин считает, что разбирательства и штрафы с иностранными компаниями – стандартная практика для российского законодательства. «Как представляется на текущий момент, компании проще заплатить штраф или обжаловать решение, попытавшись сократить размеры выплат, чем покинуть нашу страну», – говорит Уткин.