По результатам января-октября дефицит федерального бюджета вновь увеличился — до 4,19 трлн рублей, что составляет 1,9% ВВП. Причины очевидны: с одной стороны, расходы продолжают расти, и сократить их невозможно, а с другой — ситуация с доходами становится всё более сложной. В частности, нефтегазовые поступления за десять месяцев сократились на 21,4% (до 7,5 трлн рублей) по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Возникает закономерный вопрос: за счет каких источников и ресурсов власти намерены закрыть дефицит, который явно имеет тенденцию к увеличению?
Напомним, в законе о бюджете на текущий год изначально был предусмотрен дефицит в размере 1,17 трлн рублей, или 0,5% ВВП. Весенние поправки увеличили его до 3,79 трлн рублей, а осенние — до 5,73 трлн, или 2,6% ВВП. В октябре недостача составила 400 млрд рублей. В общей сложности в 2025 году из десяти месяцев только три оказались с профицитом — март, август и сентябрь.
Как сообщает Минфин, доходы по итогам января-октября достигли 29,9 трлн рублей (увеличившись на 0,8%), а расходы составили 34,1 трлн (увеличившись на 15,4%). При этом сумма в 29,9 трлн в основном была обеспечена ненефтегазовыми поступлениями в размере 22,4 трлн рублей, которые увеличились на 11,3% по сравнению с прошлым годом. Проблема заключается в том, что из-за снижения спроса, как со стороны потребителей, так и со стороны компаний, их динамика существенно замедляется: например, рост НДС (собранный в размере 11,5 трлн рублей) по итогам первого квартала составил 9,3%, а по итогам полугодия — 7,3%.
Что касается нефтегазовых доходов, их снижение на 21,4% (до 7,5 трлн рублей) экономисты объясняют, прежде всего, падением средней цены на нефть Urals, укреплением рубля и санкциями США, направленными против крупнейших экспортеров российского сырья. В результате снижаются налоговые поступления от нефтегазового сектора в виде НДС и налога на прибыль. Что касается медленного роста несырьевых доходов, то, по словам ведущего аналитика Freedom Finance Global Натальи Мильчаковой, он может быть вызван такими внутренними факторами, как кризисная ситуация в угольной, сталелитейной и других отраслях. Эксперт считает, что в последние два месяца текущего года общий бюджетный баланс вряд ли изменится в лучшую сторону, однако в 2026 году, на фоне ожидаемого снижения государственных расходов, дефицит не превысит 2% ВВП.
«Согласно пересмотренному закону о бюджете, дефицит по итогам года должен составить 5,7 трлн рублей, — рассуждает главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев. — Таким образом, с одной стороны, мы пока не вышли за пределы запланированного графика с показателем в 4,19 трлн, а с другой, события вызывают определенное беспокойство. То обстоятельство, что в январе речь шла о цифре в 1,17 трлн рублей, а сегодня она значительно превышена, указывает на хронический характер происходящего. Необходимо готовиться к тому, что дефицит федеральной казны останется высоким и будет продолжать увеличиваться. Это связано с большими расходами на его обслуживание, при этом денег будет постоянно не хватать, и выйти из этого замкнутого круга при охлаждающейся экономике крайне сложно. Согласно базовому сценарию Минэкономразвития, ВВП в 2025 году вырастет на 1%, что является микроскопической прибавкой, находящейся в пределах статистической погрешности».
Можно, конечно, продолжать повышать налоги. Однако всё более жесткое ужесточение фискальных мер в отношении бизнеса и населения в конечном итоге истощает экономику, которая перестает генерировать доходы и добавленную стоимость. И это еще один замкнутый круг, отмечает Николаев. Какие еще потенциальные источники финансирования дефицита остаются? Приватизация? Но она не принесет много средств государству и не решит проблему глобально. ФНБ? Однако его ликвидная часть составляет 4,15 трлн рублей, или 1,9% ВВП. Поэтому не следует преувеличивать ресурсный потенциал «кубышки».
В корне иначе оценивает ситуацию член Совета «Деловой России» Андрей Глушкин. По его словам, увеличение бюджетного дефицита до 4,19 трлн рублей не является тревожным сигналом, а скорее отражает гибкость бюджетной системы в условиях меняющейся экономической конъюнктуры. Увеличенные расходы осенью связаны с ускоренным исполнением государственных программ, а снижение доходов в отдельные месяцы является временным и обусловлено колебаниями на сырьевых рынках и сезонными факторами.
«Экономика постепенно перестраивается, и всё большую роль начинают играть ненефтегазовые источники доходов — налоги на прибыль, НДС, акцизы и сборы с внутреннего производства, — говорит Глушкин. — Финансирование дефицита осуществляется преимущественно за счет внутренних займов, что не создает угрозы для финансовой стабильности и позволяет избежать внешней зависимости».