Навязанные услуги запретят законодательно

Навязанные услуги запретят законодательно

Эта проблема обсуждается уже много лет. Россияне жалуются на кредитные организации, которые навязывают дополнительные услуги при оформлении кредита или ипотеки — страховки, абонементы на онлайн-кинотеатры, визиты к ветеринару и даже консультации астролога.

Чаще всего менеджеры предлагают в дополнение к кредиту или займу купить различные страховки. И это не самый плохой вариант: подобный сертификат все равно придется приобретать в обязательном порядке, но надо, чтобы люди делали это осознанно. «Некоторые из таких сервисов, в общем-то, полезны для клиентов, но их продают так, что невозможно от них отказаться», — считает генеральный директор аналитического агентства Павел Самиев. В Центробанке с подобной точкой зрения согласны. «Если такая услуга действительно нужна заемщику, он может ее приобрести, но это должен быть осознанный выбор, не под давлением менеджера и не с помощью уловок на сайте или в мобильном приложении кредитора», — отметили в пресс-службе регулятора.

Центробанк уже запретил использовать предустановленные согласия клиентов — так называются галочки в онлайн-формах с уже заполненным за заемщика согласием на оплату страховок, сертификатов на разные консультации, СМС-информирования. Часто применяются маркетинговые уловки, из-за которых галочки легко не заметить. Например, внимание отвлекают яркие надписи, предлагающие перейти к следующему шагу, в то время как отметки о соглашении указаны мелким шрифтом. Иногда для того, чтобы отменить отметку о согласии на дополнительные услуги, клиенту нужно зайти в другой раздел. Многие люди, не очень хорошо разбирающиеся в компьютерах, просто опасаются это делать.

Вопрос о навязанных услугах подняли и в правительстве. «Согласие на заключение договора добровольного страхования добавляют при продаже билетов на самолет или поезд. Россияне также сталкиваются с этим при оплате услуг ЖКХ и покупке машины. Кроме того, иногда положенные по ОМС услуги пытаются оказывать платно», — рассказал премьер-министр Михаил Мишустин.

Теперь с принятием новых поправок в закон «О защите прав потребителей» вводится прямой запрет на навязывание дополнительных товаров или услуг за отдельную плату до заключения основного договора. Продавец не может заставить покупателя сначала купить что-то дополнительное, чтобы потом получить основные товары или услуги, например кредит. Уточняется, что потребитель вправе отказаться от оплаты навязанных товаров, а если они оплачены, то может потребовать от продавца возврата уплаченной суммы. Кроме того, для оформления услуг понадобится письменное согласие покупателя, то есть отдельный договор.

Инструкция

Если человек уже оплатил ненужную услугу, можно попытаться вернуть деньги. Первым делом следует попробовать договориться мирно, сообщив менеджерам о намерении жаловаться в надзорные органы. На многих продавцов это действует отрезвляюще. В крайнем случае в финансовую организацию направляется письменная претензия с изложением сути проблемы, указанием нарушенной статьи закона, приложенными чеками и документами. Отправлять бумаги надо заказным письмом с уведомлением о вручении. Это станет доказательством того, что исполнитель получил претензию. В течение 30 дней нарушители обязаны дать ответ.

Если нет реакции, можно направить жалобы в несколько инстанций. Рос­потребнадзор следит за соблюдением закона «О защите прав потребителей». Если он сочтет жалобу обоснованной, то обяжет продавца возместить ущерб. Можно пожаловаться в Центробанк, который контролирует деятельность кредитных и страховых компаний, а также подать иск в суд.

В случае нарушений штраф для должностных лиц составит от 2 до 4 тысяч рублей, для юридических лиц — от 20 до 40 тысяч. Также вводится наказание за необоснованный отказ или уклонение от рассмотрения в законном порядке требований потребителей, которые связаны с нарушением их прав. Должностным лицам грозит штраф в размере 15-30 тысяч рублей, юридическим лицам — 100-300 тысяч.

Наталья Владимирова.

Источник: mirnov.ru

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях