Навязанные услуги отменят

Навязанные услуги отменят

Несмотря на то что Центробанком предпринимались определенные меры, обезопасить россиян от нечистоплотных бизнесменов долго не удавалось.

Теперь депутаты Госдумы приняли в первом чтении поправки к Закону РФ «О защите прав потребителей», запрещающие продавцам навязывать гражданам покупку страховок, абонементов, сертификатов и прочих ненужных товаров.

Представила депутатам новый законопроект глава Рос­потребнадзора Анна Попова. Она рассказала о многих уловках, применяемых в отношении потребителей. Чаще всего банки требуют при оформлении кредита или ипотеки купить различные страховки. Эксперты соглашались, что такие сертификаты все равно придется приобретать в обязательном порядке, но надо, чтобы люди делали это осознанно. «Некоторые из таких сервисов, в общем-то, полезны для клиентов, но их продают так, что невозможно от них отказаться. Часто клиент даже не понимает, что он ее покупает, что это фактически входит в стоимость кредита», — считает генеральный директор аналитического агентства Павел Самиев.

НАВЯЗАТЬ МОГУТ ВСЕ ЧТО УГОДНО

Дальнейшие допуслуги зависят от фантазии продавца. Навязать могут абонементы на онлайн-кинотеатры, визиты к ветеринару и даже на консультации астролога. Продавцы дорогих товаров придумывают свои способы выкручивания рук покупателю. В автосалоне предложат купить машину, но если новый владелец хочет забрать ее немедленно, то придется приобрести и комплект зимней резины по заоблачной цене. В противном случае забрать автомобиль можно будет не сразу, а спустя время.Навязанные услуги отменят

«Подобное происходит при покупке авиа- и железнодорожных билетов в интернете. Люди даже не замечают, как автоматически им предоставляют дополнительные платные услуги в виде страхования, СМС-оповещения и так далее. Речь о ситуации, когда при онлайн-покупке уже проставлена отметка о согласии на расширенное страхование жизни, на различные другие сервисные опции», — сказал спикер Госдумы Вячеслав Володин.

С нарушениями при оформлении договоров, не дожидаясь нового закона, начал борьбу Центробанк. Там запретили использовать предустановленные согласия клиентов — так официально называются галочки в онлайн-формах. Часто применяются маркетинговые уловки, из-за которых их легко не заметить. Например, внимание отвлекают яркие надписи, предлагающие перейти к следующему шагу, в то время как отметки о соглашении указаны мелким шрифтом. Иногда для того, чтобы отменить отметку о согласии на дополнительные услуги, клиенту нужно зайти в другой раздел. Многие люди, не очень хорошо разбирающиеся в компьютерах, просто опасаются это делать.

Еще один распространенный способ навязывания, по мнению депутатов, — это замена услуг, которые положены гражданам по полису обязательного медицинского страхования, на платные. Володин добавил, что 43% опрошенных граждан подтвердили, что оказывались в подобной ситуации.

Теперь поправки запрещают ставить автоматическое согласие потребителя на добровольное страхование, а если клиент все же решил совершить покупку услуги, ее нужно будет оформлять отдельным договором.

ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ!

«Законопроект предусматривает прямой запрет на навязывание потребителю дополнительных товаров, работ и услуг до заключения договора, а также проставление автоматических отметок о согласии потребителя с приобретением дополнительных товаров», — объяснила глава Роспотребнадзора и добавила, что для продажи чего-либо дополнительного понадобится не устное, а письменное согласие покупателя. Причем доказывать, что гражданин приобрел нечто в комплекте к основной покупке добровольно, придется продавцу. В противном случае — возврат денег и штраф.

В Центробанке с подобной точкой зрения согласны. «Если услуга действительно нужна заемщику, он может ее приобрести, но это должен быть осознанный выбор, не под давлением менеджера и не с помощью уловок на сайте или в мобильном приложении кредитора», — отметили в пресс-службе регулятора. На практике получается, что при оформлении кредита заемщику мягко намекают: если отказаться от покупки хотя бы одной дополнительной услуги, выплату денег могут и не разрешить.

Теперь с принятием новых поправок в закон «О защите прав потребителей» клиенты вправе отказаться от оплаты навязанных товаров, а если они оплачены, то могут потребовать от продавца возврата уплаченной суммы.

Наталья Владимирова

Фото: LEGION-MEDIA

Источник: mirnov.ru

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях