В преддверии XVI саммита БРИКС, который пройдет в Казани 22-24 октября 2024 года заместитель министра МИД РФ Сергей Рябков рассказал о его подготовке. Он также коснулся острых тем повестки дня, которые у всех на устах: Украина и Ближний Восток.
Заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации Сергей Рябков является шерпом России в БРИКС. Так принято называть доверенного лица руководителя страны члена БРИКС, который отвечает за подготовку саммита организации. Этот международный термин появился от слова «шерпы» — народности в Гималаях, которые являются лучшими проводниками в этих суровых горах. И так же, как шерп ведет путешественников по отрогам Гималаев, также и Рябков формирует повестку ближайшего саммита БРИКС.
«Мы приближаемся к кульминации председательства России в БРИКС — XVI саммиту организации, который пройдет в Казани 22-24 октября 2024 года», — констатировал Сергей Рябков. За год прошло 200 министерских встреч стран БРИКС и можно заметить, что те державы, что вошли в организацию в прошлом году успешно интегрируются и активно выступают по всем вопросам работы БРИКС. Это одна из тенденций развития организации — профильное взаимодействие правительств стран-членов между собой на перспективу развития. Также повышается координация участников БРИКС в других международных институтах, в частности в ООН. В этом году удалось подписать два общих документа о коррупции, включая коррупцию в спорте, и протокол о Парламентском форуме. Появились новые инициативы — рабочая группа по ядерной медицине, начата работа по созданию Зерновой биржы БРИКС, впервые было осуществлено взаимодействие стран на уровне министров юстиции. «Прошел с успехом кинофестиваль БРИКС, молодежный саммит и Игры БРИКС, в которых приняли участие представители 89-и стран», — рассказал дипломат. Конечно, есть и сложности в работе объединения: «Национальные интересы стран не во всем совпадают, поэтому согласование совместных документов занимает много времени». В тоже время решения принятые консенсусом, а не большинством голосов, являются более взвешенными и продуманными, теми, которые страны исполняют.
Россия в год своего председательства в БРИКС продолжила инициативы предшественников. Расширялся сетевой университет БРИКС за счет включения вузов из многих стран мира. Увеличилось и взаимодействие в рамках энергетической безопасности. Следующей страной председателем БРИКС будет Бразилия, и «они уже разработали основы программы на 2025 год». С этими предложениями тоже ознакомятся главы государств на саммите в Казани, который станет «крупным событием мирового значения», по мнению Сергея Рябкова.
Вопросы создания единой валюты БРИКС пока не стоят на повестке дня. Но обеспечение взаиморасчетов между странами-членами организации один из важнейших. «Доля расчетов России со странами БРИКС в национальных валютах составила 65%», — сообщил Сергей Рябков.
Дипломат оценивает задачу России в этом году — «обеспечить интеграцию стран «новичков». Двери организации открыты, но расширение не должно быть самоцелью». В саммите в Казани выразили готовность принять участие представители 30 государств мира. Будет рассмотрен вопрос о предоставлении статуса «партнера БРИКС». Но такие решение могут приниматься только консенсусом стран-участниц объединения. «Мы не делаем ничего, что не было бы взаимовыгодным», — охарактеризовал политику БРИКС Сергей Рябков.
Дипломат подчеркнул, что «все актуальные вопросы повестки дня обсуждаются в БРИКС, в том числе Украина и Ближний Восток». В объединении представлены региональные игроки — Иран, ОАЭ и Саудовская Аравия, которые могут обсудить позиции по ближневосточному кризису на полях саммита. «Мы приветствуем предложения от всех стран (по урегулированию украинского конфликта), если они учитывают интересы всех сторон», — озвучил нашу позицию шерп России в БРИКС. «Эти темы будут интенсивно обсуждаться в Казани».
Упомянул дипломат и США, сказав, что Россия «предостерегает Запад повлиять на саммит террористическими атаками. Это будет большой ошибкой». Также Сергей Рябков заявил: «Мы категорически не принимаем идею переговоров с США по стратегической стабильности без предварительных условий». Потому что это позволит США перетянуть повестку переговоров в удобное для них русло — «выиграв военные преимущества для себя». К тому же вопрос сокращения вооружений должен рассматриваться не вовремя вооруженного конфликта, а после его завершения.