Тяжёлый военно-транспортный самолёт Ан-22 «Антей» разбился в Фурмановском районе Ивановской области 9 декабря. По последним данным, на борту находились семь членов экипажа. Их судьба на данный момент остаётся неизвестной.
По предварительным данным оперативных служб, самолёт выполнял плановый облет после проведения ремонтных работ. Обстоятельства катастрофы находятся в процессе выяснения. Согласно первым сообщениям, воздушное судно разбилось в районе Уводьского водохранилища, фрагменты были обнаружены на поверхности воды.
На место происшествия незамедлительно выехали подразделения МЧС, поисково-спасательные службы и следственные органы. Ведётся работа по устранению последствий и установлению всех обстоятельств случившегося.
Ан-22 — уникальный советский турбовинтовой самолёт, первый в мире широкофюзеляжный воздушный транспорт такого класса и по сей день самый крупный турбовинтовой самолёт в истории. Его разработали в киевском ОКБ Антонова в 1960-х годах для стратегических перевозок тяжёлой и крупногабаритной техники на межконтинентальные расстояния. Первый полёт «Антей» совершил 60 лет назад, в 1965 году.
Самолёт оснащён четырьмя мощными турбовинтовыми двигателями, способен перевозить до 80 тонн груза на расстояние 5000 километров и благодаря уникальной конструкции шасси может работать с грунтовых аэродромов. За время эксплуатации Ан-22 сыграл ключевую роль во множестве операций по переброске войск, крупной техники, участвовал в войне в Афганистане, ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также в многочисленных гуманитарных миссиях.
Тем не менее, как отмечают эксперты, парк этих самолётов, большинство из которых было выпущено более 50 лет назад, давно исчерпал свой ресурс. Поддержание их в летном состоянии сопряжено с огромными трудностями из-за морального и физического устаревания. В последние годы количество действующих Ан-22 стремительно уменьшалось, по некоторым оценкам, до единиц. Ранее сообщалось о планах окончательно вывести эти самолёты из эксплуатации, заменив их на более современные Ил-76МД-90А.
Следственный комитет России начал доследственную проверку по факту катастрофы. Информация уточняется.
Как отметил в своём канале эксперт Центра военно-политической журналистики Борис Рожин, самолёт уже был достаточно стар и выведен из штата МО РФ, но его продолжали использовать, и после ремонта он отправился на летные испытания, где и потерпел крушение. Погибшие пилоты успели отвезти машину от населённой местности. «Когда ресурс вышел, нужно либо на слом, либо в музей», — подытожил Рожин.
Ситуацию «МК» прокомментировал экс-заместитель министра гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. По его словам, пока делать однозначные выводы о причинах катастрофы крайне сложно и преждевременно. С момента происшествия прошло слишком мало времени.
— Мы знаем лишь внешние обстоятельства, которые могут служить ориентирами для расследования, но устанавливать причины будет специальная комиссия.
Что касается самого самолёта, то это действительно легендарная машина — Ан-22 «Антей». Это огромный четырёхдвигательный турбовинтовой военно-транспортный самолёт, который долгие годы был надёжной «рабочей лошадкой» военно-воздушных сил. Он успешно использовался для перевозки тяжёлой техники и личного состава.
Однако важно понимать, что это самолёт прошлого века. Его серийное производство давно прекращено. Как следствие, возникают серьёзные проблемы с поставкой запасных частей, комплектующих и деталей для двигателей. Самолётный парк этих машин исчерпал свой первоначальный ресурс, и для продления срока службы требуются сложные и масштабные работы по восстановлению и модернизации.
Именно поэтому тот факт, что полёт был испытательным и проводился после ремонта, становится ключевым в расследовании. Комиссии предстоит тщательно изучить, какие именно работы выполнялись на заводе, как проводились предполетная подготовка и само испытание.
Вероятнее всего, причина носит технический характер — отказ какой-либо системы, агрегата или двигателя, возможно, связанный с усталостью материалов или сложностями с ремонтной базой. Но повторюсь: это лишь предположение на основе известных фактов. Окончательный вердикт должна вынести комиссия, которая уже приступила к работе, и в ближайшее время мы, надеюсь, получим официальные выводы.
— По вашему мнению, не пора ли заменить эти самолёты на более современные?
— Да, этот самолёт, безусловно, морально и физически устарел. Насколько мне известно, высшее командование военно-транспортной авиации ещё пару лет назад заявляло о планах по окончательному выводу Ан-22 из эксплуатации в связи с исчерпанием ресурса.
Почему конкретно этот борт оказался в воздухе — предстоит выяснить. Возможно, его пытались поддерживать в летном состоянии для решения каких-то специфических задач, так как его уникальная грузоподъёмность до сих пор востребована. Однако эта трагедия вновь поднимает вопрос о необходимости ускоренного обновления парка военно-транспортной авиации. Комиссия во всём разберётся и предоставит общественности подробный отчёт.