На это потребовалось аж три года. Все это время шли активные консультации с федеральными и местными чиновниками.
О важности этого закона даже говорить нет смысла. Потому что он во многом определит, как будет жить вся Россия, за исключением крупнейших наших городов. И должен закрепить порядок финансирования муниципалитетов, от которых, собственно, и зависит состояние наших дворов и парков, работа школ, больниц и общественного транспорта, то есть вся наша жизнь.
На днях закон о МСУ одобрил Совет Федерации. Большая часть положений вступит в силу через 90 дней после опубликования, а к 1 января 2027-го должны быть приняты законы субъектов и внесены изменения в уставы муниципалитетов в связи с разграничением полномочий. Это и будет означать, по сути, вступление данного закона в силу.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Законопроект внесли в Госдуму еще в декабре 2021 года. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принятый в 2003 году, стал похож на лоскутное одеяло, в него было внесено более 200 изменений.
Пока еще действующий закон о МСУ допускает существование аж восьми видов муниципальных образований: муниципальные районы и округа, городские округа, городские округа с внутригородским делением, внутригородские районы, внутригородские территории городов федерального значения, городские и сельские поселения. В каждом из таких муниципальных образований есть избранный представительный орган (совет) и глава. Такая система показала свою ущербность и неэффективность. К примеру, в сельских поселениях бюджет зачастую покрывает только расходы на содержание главы поселения и его аппарата. И зачем, скажите, такая власть нужна?
В новом законе перечень муниципальных образований сокращается до трех: городские округа (крупные города с прилегающими населенными пунктами), муниципальные округа (небольшие города, деревни и села), города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь).
Сначала речь шла исключительно об одноуровневой концепции, но глава Татарстана Рустам Минниханов заявил: страна огромная и одним шаблоном управлять ею нельзя. В итоге была подготовлена и согласована с администрацией президента компромиссная поправка: в субъектах РФ, «имеющих социально-экономические, исторические, национальные и иные особенности», предусмотрена возможность сохранения двухуровневых муниципальных образований — муниципальных районов и входящих в их состав сельских и городских поселений.
По состоянию на февраль 2025-го полностью на одноуровневую модель перешли 20 субъектов РФ из 89. Сохранить двухуровневую модель хотят 18 регионов. В деревнях и малых городах, где в результате оптимизации исчезнут муниципальные образования, связь с населением должны осуществлять территориальные органы муниципалитетов.
ЗОНА ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Самая большая по объему в 316-страничном законе статья о разграничении полномочий между муниципалитетами и регионами. Исключительных полномочий, связанных с «непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения», прописано 18: принятие устава и бюджета муниципального образования, развитие территорий, распоряжение муниципальным имуществом, введение и отмена местных налогов и сборов, участие в осуществлении деятельности в сфере здравоохранения и образования.
Полномочий, которые муниципалитеты могут делегировать региону, — 29. Среди них электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, обеспечение жильем малоимущих, предоставление помещений для работы участковых и прочее. 18 полномочий могут передаваться от региона муниципалитету: дорожная деятельность, создание и обеспечение работы парковок, условия для предоставления транспортных услуг, ритуальные услуги и так далее. Эти решения должны оформляться законом субъекта, принятым не позднее чем за два месяца до начала нового финансового года. Передавая свои полномочия другому исполнителю, необходимо передать и деньги на их реализацию. Эксперты считают, что это вряд ли возможно.
«В первоначальной версии законопроекта предполагалось радикально пересмотреть разграничение полномочий, отдав большую часть вопросов местного значения в ведение регионов. В окончательном варианте функционал муниципалитетов ближе к действующему закону», — считает председатель комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре, генеральный директор Союза российских городов Андрей Максимов. Как видите, ломки существующей системы управления не будет и вряд ли на жизни граждан новый закон хоть как-то отразится. Наши муниципалитеты так и останутся нищими и бесправными.
А ВЫ ДРУЗЬЯ, КАК НИ САДИТЕСЬ…
Эксперты считают, что наши граждане уже смирились с тем, что местное самоуправление беспомощно. Поэтому жители городов, сел и деревень, как правило, апеллируют к губернаторам, а значит, особенно жалеть о ликвидации поселенческих муниципалитетов не станут. Однако и территориальные подразделения муниципальных образований, которые придут им на смену, только создают иллюзию доступности власти. Они играют роль бессмысленного и не обладающего никакими полномочиями передаточного звена, что будет раздражать население и граждан.
И тут многое зависит от человеческого фактора. Чем больше профессионалов и совестливых людей будет среди тех, кто работает в органах местного самоуправления, тем больше будет толку. Но вот где таких людей в нынешних условиях взять? Возможно, после завершения СВО вопрос решить будет проще. Те, кто придет с фронта, как раз и смогут стать эффективными руководителями муниципального уровня.