В связи с российско-американскими переговорами начала активно обсуждаться тема возможного снятия антироссийских санкций, а значит, в том числе, и возвращения на наш авторынок ушедших оттуда с 2022 года западных игроков. Как выяснил «МК», теоретически как продавцы, так и покупатели готовы встретить привычные еще недавно бренды с распростертыми объятиями. Но возможные цены при возобновлении прямых поставок, а также изменившиеся за несколько лет технологии делают их будущее туманным.
Вначале о главном: официально ни один мировой автопроизводитель из тех, что покинули российский рынок в 2022–2024 гг., не анонсировал возвращения. Речь только об оптимистических прогнозах: мол, если на внешнеполитическом треке все пойдет наилучшим образом, если прямые взаимные расчеты между Россией и западными странами вновь станут легальны… Тогда торговать вновь станет возможным, и представительства ряда производителей могут вернуться.
— В первую очередь я бы ждал в этом случае возвращения японских и корейских брендов, — отмечает Илья Андреев, начальник отдела продаж одного из дилерских центров Москвы, до 2023 года специализировавшихся на японских марках. — Дело в том, что именно они с нами торговали в долларах и ориентируются прежде всего на американские санкции. Поэтому, как только их ослабят достаточно, чтобы торговля была безопасна, эти бренды могут возвращаться. А контакты в России у них до сих пор сильные, ведь контрагенты никуда не делись, мы готовы вновь налаживать сотрудничество. С европейскими марками, для которых ключевое значение имеют санкции ЕС, все сложнее: пока что в Евросоюзе никто даже не намекает на возможность снятия или ослабления антироссийских санкций.
Еще один кластер автопроизводителей, которые могут попытаться вновь зайти на российский рынок, — американские бренды: здесь, учитывая, что в 2000-х и 2010-х годах позиции были во многом утеряны, возможен даже рост по сравнению с доковидными временами. «Репутация американских автомобилей специфична, но речь идет не об автомобилях для американского рынка, а скорее о тех, что под их брендами предлагаются в Европе, — говорит эксперт по вторичному авторынку Алексей Островский. — Так или иначе, смелые маркетологи при хороших бюджетах могут попробовать перезагрузить российский рынок, переформатировать в пользу американских игроков. Потенциал к этому есть».
На свои еще теплые места могут вернуться — и это даже важнее, чем бренды — и производители автокомпонентов, от шин до стекол и электроники. Как минимум по некоторым из этих производств были заключены такие договоры, которые допускают преимущественное право концернов выкупить предприятия обратно.
Однако на этом оптимистические соображения заканчиваются. Дело в том, что, во-первых, мировой автопром в 2025 году уже несколько изменился по сравнению с 2022 годом. «Разрыв с российским рынком для некоторых марок стал поводом пересмотреть свои продуктовые линейки, снять с производства ряд двигателей и даже платформ, перестроиться на более перспективные для западных рынков технологии — гибриды, электромобили, — поясняет Островский. — У нас также активно идет аналогичная эволюция, но уже на китайских платформах; мы и западные бренды проходим этот путь порознь».
За прошедшие годы изменилась сама модель автомобилизма в России: уход с рынка «европейцев» и «японцев», традиционно считавшихся выбором ценителей автомобильной культуры, основательно сократил и сам ареал этой культуры. Основная масса автопользователей успешно адаптировалась к китайской философии автомобиля как вида бытовой техники или даже гаджета на колесах. А в этой дисциплине китайские бренды практически неуязвимы.
И последний, но самый важный момент: цена автомобилей, которые могут вернуться на российский рынок. «Не думаю, что это будет дешевле нынешних параллельных поставок, если только речь не пойдет о демпинге ради отвоевания российского рынка, — говорит собеседник «МК» из дилерского центра, ранее специализировавшегося на немецких премиум-автомобилях. — За прошедшие годы появились новые факторы — в частности, высокий утильсбор. За счет ручного регулирования отпускных цен и таможенных тарифов можно создать режим благоприятствования, но надо еще подумать — заинтересован ли в этом кто-нибудь, кроме дилеров и потребителей? Если интерес государства и западных контрагентов будет, то все возможно».
Пока что цены на европейские автомобили, привезенные по параллельному импорту, немного дороже китайских «одноклассников», ввезенных официально. Иначе говоря, сильно похоже, что цена в российских салонах определяется (в известных пределах, конечно) законом спроса и предложения: дешевле не привезешь, дороже не купят. А это значит, что ценовых подвижек в любом случае не предвидится, если только политики не решат побыть для российских автомобилистов «волшебниками в голубом вертолете». А это, как говорится, вряд ли.