Олимпиада школьников — не любая, конечно, а из определенного перечня — на протяжении многих лет была «зеленым светом» для поступления в высшие учебные заведения. Побеждаешь в олимпиаде — и без труда проходишь в вуз без конкурса, высоко оценивая тех, кто соревнуется на основе баллов ЕГЭ. Так было раньше. Однако теперь в Минобрнауки РФ предложили немного ужесточить правила игры — и установить четкую связь между профилем олимпиады и факультетом, на который подает документы абитуриент. На недавнем совещании ректоров ведущих вузов обсуждались ограничительные квоты для олимпиадников. Упоминались цифры о 50% (или даже меньше) всех бюджетных мест, которые будут оставлены для «слишком одаренных».
С другой стороны, и ранее звучали мнения, утверждающие, что не все перечневые олимпиады «одинаково полезны» или «удовлетворяют критериям», поскольку одни турниры представляют собой более сложные испытания, чем другие. А льготы остаются одинаковыми.
Кроме того, это никак не касается ВсОШ (Всероссийская олимпиада школьников), известных вузовских олимпиад, таких как олимпиада «Физтех» от МФТИ, «Высшая проба» от ВШЭ, «Олимпиады университета ИТМО» или «Покори Воробьевы горы» от МГУ.
Когда в министерских заявлениях звучит, что необходимо «регулировать соответствие профиля олимпиады с выбранной специальностью», — это также вызывает вопросы. Ведь с математикой и информатикой идут в программисты, а с физикой и математикой — в авиаконструкторы; с химией и биологией — в врачи, естественно. Непрофильность может наблюдаться лишь в отдельных случаях, в менее престижных вузах и там, где без экзаменов принимают с олимпиадами 2-го уровня.
«Русский язык, безусловно, важен, но он не должен быть решающим фактором для получения льгот при поступлении в медицинские вузы», — разъясняет заместитель главы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев. По его словам, кроме бюджетного, платного и целевого обучения, необходимо еще отрегулировать «сверху» вузам выбор олимпиад. Регулировать поступление также по этому льготному списку, который формируется до основного конкурсного, — «самое разумное решение».
Русский язык считается самым универсальным предметом, знание которого может пригодиться в любой профессии. Однако его упоминание не случайно: замминистра привел в пример «известный медицинский университет», который использовал результаты олимпиады по русскому языку для зачисления студентов.
— Я не совсем согласна с этой аргументацией, — говорит эксперт в области ЕГЭ и поступления Мария Бушуева. — И вуз, который проводил олимпиаду по русскому, был не таким известным, не первого уровня, скажем (институт им. Петровского, вероятно. — Прим. «МК»). И, что наиболее комично, он подведомственен не Минздраву, как большинство медицинских вузов, а именно Минобру.
Однако не вспоминают 2024 год, когда в самый, пожалуй, известный медицинский университет в Москве не смогли поступить победители (даже не финалисты) их собственной внутренней вузовской олимпиады. Ни без БВИ, как это принято, ни даже на целевое, целых 100 человек. Ребята стремились на «лечебное дело». Следовательно, вероятно, бюджет нужно расширять, а не устанавливать квоты искусственно.
Ранее «МК» сообщал, что на заседании совета ректоров этой осенью прозвучало предложение изменить процедуру зачисления победителей и призеров олимпиад без вступительных экзаменов в 2026 году. Особенно в ведущих университетах, поскольку лучшие выпускники выбирают лучшие вузы. И 60% зачисленных (олимпиадников) в прошлую кампанию «приходилось» на десять ведущих вузов в Москве и Санкт-Петербурге.
Именно их ректоры призвали к разумным ограничениям. И даже подобным образом: в 2026 году ограничить возможности зачисления без экзаменов на те профили, где в 2025 году доля олимпиадников превышала 50%.
А это, конечно, самые перспективные направления, «и вы их знаете». «Информатика и ВТ», «экономика и управление», «лечебное дело» и «стоматология», «бизнес-информатика», «электро- и газоэнергетика»… И каждый пятый первокурсник здесь в среднем является победителем или призером перечневой олимпиады. В самом топе — так и каждый первый-второй поступает «наверху списка», оставляя тем самым сто- или высокобалльникам никаких шансов учиться на бюджете.
С другой стороны, много говорят о самобытности национальной системы образования. Олимпиадное движение в России — уникально. Оно формировалось и развивалось на протяжении многих лет при поддержке государства, охватывая сегодня 40% всех учащихся старших и средних школ, включая студентов колледжей.
Не в последнюю очередь благодаря олимпиадам наша страна успешно выступает на школьных и даже студенческих соревнованиях международного уровня, а стандарты подготовки студентов очень высоки. Излишне говорить о том, что самые одаренные абитуриенты — «мозг» для развития промышленности, будущее науки…
Тратить больше средств из федерального бюджета на образование, расширять бюджет на перспективные направления, чтобы мест хватало всем — «умникам и умницам» и детям участников СВО, — более очевидный вывод. Это было бы гораздо более корректным, чем ограничивать возможности для особо талантливых детей, которые добиваются успеха собственными усилиями и усердием, но не имеют финансовой поддержки и не могут взять образовательный кредит.