Министерство образования Московской области обнародовало рейтинг лучших школ Подмосковья. Главные критерии, по которым оценивали образовательные учреждения — качество преподавания, организация и информатизацию учебного процесса, количество 100-бальников, а также успехи учеников на всероссийских и международных олимпиадах и техническое оснащение кабинетов.
Cписок лучших школ Московской области 2018 года
1. Московская областная общеобразовательная школа-интернат естественно-математической направленности им. П.Л. Капицы (ГОБУ «Физтех-лицей» им. П.Л. Капицы) (Долгопрудный)
2. Дмитровская гимназия «Логос» (Дмитровский г.о.)
3. Лицей научно-инженерного профиля (Королев)
4. Физико-математический лицей (Сергиево-Посадский м.р.)
5. Гимназия «Дмитров» (Дмитровский г.о.)
6. Физико-математический лицей № 5 (Долгопрудный)
7. Сергиево-Посадская гимназия им. И.Б. Ольбинского (Сергиево-Посадский м.р.)
8. Одинцовская лингвистическая гимназия (Одинцовский м.р.)
9. Областная гимназия им. Е.М. Примакова
10. Одинцовский лицей № 10 (Одинцовский м.р.)
11. Лицей (Лобня)
12. Лицей № 17 (Химки)
13. Лицей № 6 им. академика Г.Н. Флерова (Дубна)
14. Гимназия № 4 (Химки)
15. Гимназия № 12 (Долгопрудный)
16. Гимназия (Раменское)
17. Лицей № 22 (Воскресенский м.р.)
18. Лицей № 23 (Подольск)
19. Лицей № 14 (Электросталь)
20. Георгиевская гимназия (Егорьевск)
21. Лицей «Дубна» (Дубна)
22. Гимназия (Реутов)
23. Лицей № 14 (Жуковский)
24. Лицей № 12 (Химки)
25. Лицей № 8 (Электросталь)
26. Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением английского языка (Жуковский)
27. Гимназия № 2 «Квантор» (Коломенский г.о.)
28. Лицей (Балашиха)
29. Куровская гимназия (Ликино-Дулево)
30. Средняя общеобразовательная школа № 6 (Мытищи)
31. Лицей № 24 им. Героя Советского Союза А.В. Корявина (Сергиево-Посадский м.р.)
32. Гимназия № 21 (Электросталь)
33. Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 1 (Жуковский)
34. Видновская гимназия (Ленинский м.р.)
35. Лицей № 15 (Химки)
36. Щелковская гимназия (Щелковский м.р.)
37. Гимназия № 3 (Королев)
38. Гимназия № 8 (Коломенский г.о.)
39. Средняя общеобразовательная школа № 12 им. В.П. Чкалова (Щелковский м.р.)
40. Гимназия № 9 (Королев)
41. Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 14 (Химки)
42. Одинцовский лицей № 6 им. А.С. Пушкина (Одинцовский м.р.)
43. Гимназия № 2 (Краснознаменск)
44. Лицей № 11 (Химки)
45. Гимназия № 4 (Подольск)
46. Средняя общеобразовательная школа № 8 с углубленным изучением отдельных предметов (Пушкинский м.р.)
47. Гимназия № 1 (Краснознаменск)
48. Гимназия № 2 (Раменский м.р.)
49. Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением иностранного языка (Электросталь)
50. Гимназия «Пущино» (Пущино)
51. Гимназия № 41 (Люберцы)
52. Лицей № 1 им. Г.С. Титова (Краснознаменск)
53. Лицей № 1 (Подольск)
54. Средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов (Электросталь)
55. Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов (Электросталь)
56. Средняя общеобразовательная школа № 4 (Воскресенский м.р.)
57. Средняя общеобразовательная школа № 9 (Жуковский)
58. Лицей № 12 (Люберцы)
59. Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов «Центр образования» (Серпухов)
60. Средняя общеобразовательная школа № 2 (Серпухов г.о.)
61. Средняя общеобразовательная школа № 15 (Красногорск)
62. Лицей № 10 (Химки)
63. Гимназия № 15 (Клин)
64. Гимназия № 4 (Лыткарино)
65. Гимназия № 7 (Лыткарино)
66. Лицей № 15 (Мытищи)
67. Лицей № 7 (Электросталь)
68. Лицей № 6 (Воскресенский м.р.)
69. Лицей № 2 (Одинцовский г.о.)
70. Гимназия № 9 (Электросталь)
71. Гимназия № 4 (Электросталь)
72. Лицей № 26 (Подольск)
73. Гимназия № 17 (Электросталь)
74. Средняя общеобразовательная школа № 27 (Мытищи)
75. Нахабинская гимназия № 4 (Красногорск)
76. Лицей Климовска (г.о. Подольск)
77. Средняя общеобразовательная школа им. В.М. Комарова с углубленным изучением английского языка (Звездный городок)
78. Гимназия № 17 (Королев)
79. Гимназия № 2 (Зарайск)
80. Средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов им. Г.К. Жукова (Краснознаменск)
81. Средняя общеобразовательная школа № 7 с углубленным изучением отдельных предметов (Серпухов)
82. Гимназия № 16 «Интерес» (Люберцы)
83. Гимназия им. Подольских курсантов (г.о. Подольск)
84. Лицей № 4 (Дмитровский г.о.)
85. Черновская средняя общеобразовательная школа (Дмитровский г.о.)
86. Гимназия № 1 (Серпухов)
87. Гимназия № 18 им. И.Я. Илюшина (Королев)
88. Средняя общеобразовательная школа № 18 им. Подольских курсантов (Подольск)
89. Гимназия (Протвино)
90. Гимназия № 5 (Сергиево-Посадский м.р.)
91. Гимназия № 43 (Люберцы)
92. Средняя общеобразовательная школа № 32 (Подольск)
93. Средняя общеобразовательная школа № 18 с углубленным изучением отдельных предметов (Сергиево-Посадский г.о.)
94. Гимназия № 56 (Люберцы)
95. Средняя общеобразовательная школа № 4 (Мытищи г.о.)
96. Гимназия № 46 (Люберцы)
97. Гимназия № 16 (Химки)
98. Гимназия № 8 им. академика Н.Н. Боголюбова (Дубна)
99. Лицей (Протвино)
100. Средняя общеобразовательная школа № 8 (Люберцы)
Критерии оценки образовательных учреждений
При выборе ОУ для своего ребенка не стоит путать разные рейтинги. Есть конкретно московский, но не стоит забывать и про общероссийский. Впрочем, из 292 школ Москвы в общероссийский рейтинг 500 лучших ОУ попали 137 столичных лицеев, гимназий и т.п. Рейтинг школ Москвы 2018-2019 распределяет исключительно столичные школы, но критерии оценивания такие же, как и в общем классификаторе ОУ страны.
Это лишь часть критериев:
- Уровень сдачи ЕГЭ и ОГЭ.
- Высокий уровень квалификации учителей.
- Наличие призеров в спортивных состязаниях.
- Разносторонность работы с детьми-инвалидами.
- Среди учащихся есть победители и лауреаты олимпиад.
- Школа активно участвует в социально-культурных мероприятиях.
- Зачисление ребенка в первый класс после подготовительной группы в этой же школе.
Также не стоит забывать и про важный критерий — мнение самих школьников и их родителей. Отзывы непосредственных участников образовательного процесса тоже влияют на рейтинг. Понятно, что негативное мнение одной мамочки никак не скажется на репутации школы, но уже несколько отрицательных голосов будут приняты во внимание.
Стоит отметить и дополнительное начисление баллов школам и лицеям, не имеющим конкурса при зачислении. Это связано с тем, что значительно сложнее самому подготовить победителя олимпиад, чем с 5 класса зачислять по конкурсу только одаренных детей с большим багажом знаний, пришедших из других школ.
История и задачи рейтинга
Формирование рейтинга общеобразовательных учреждений Москвы — школ, лицеев, гимназий и колледжей — началось в 2010 году. Именно тогда город создал равные условия для конкуренции: базовое финансирование стало зависеть не от статуса заведения, а лишь от количества учащихся.
Теперь дополнительные средства в виде грантов Мэра Москвы получают школы, объективно признанные лучшими по итогам рейтинга. И это не единственная награда за результаты, например, учебные заведения с высокими результатами освобождают от плановых проверок.
Первый рейтинг по итогам 2010/2011 учебного года составлялся по двум показателям: результатам ЕГЭ/ГИА и участию в московской и всероссийской олимпиадах школьников. Затем критерии оценки стали постепенно расширяться: каждый год уточняются приоритеты системы образования, корректируется формула расчёта.
Кроме того, по мере развития информационных систем, а также независимых измерителей добавляются новые требования. С 2015/2016 учебного года рейтинг стал динамическим: он обновляется несколько раз в год. Это зависит от появления в информационных системах результатов прошедших школьных олимпиад или профессиональных соревнований, например JuniorSkills.
Методику рейтинга разрабатывает московский Центр педагогического мастерства. «Нашу аналитическую команду пригласили, потому что у нас есть опыт и подходы по математическому моделированию сложных систем. Департамент образования и Мэрия Москвы формулируют основные направления, по которым должна развиваться система образования, а мы находим для них количественные характеристики и алгоритм расчёта итоговых показателей», — отмечает директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко.
При этом рейтинг — это не просто список, где все находятся в определённом порядке, а показатель того, насколько достижения конкретной школы соответствуют вектору развития всей столичной системы образования. Но главное — это ориентир развития каждой школы. Числовые параметры выражают ключевые принципы, по которым оценивается работа учебных заведений.
Основные принципы рейтинга
Главное правило рейтинга — фиксация конкретных результатов, а не условий обучения. Важно не наличие в школе бассейна, современных компьютеров или другого оборудования, а то, чему дети научились, знания и навыки, которые школьники демонстрируют на экзаменах и олимпиадах.
Другой принцип — расчёт абсолютных показателей. То есть оценка школы зависит не от её масштабов и числа учеников, а от их успехов. Очевидно, что у крупной школы больше возможностей для подготовки призёров олимпиад, но и маленькая школа может найти свою нишу, сделать упор на какую-то специализацию и достичь в ней поразительных результатов. Иначе говоря, конкурентоспособность школы зависит от её педагогических и административных усилий.
Важно и то, что рейтинг стремится охватить все параметры жизни школы, которые можно измерить (выразить количественно), причём независимо от самого учебного заведения, не создавая ему дополнительной нагрузки. Все показатели собираются автоматически из городских информационных систем. Итоги рейтинга публикуются на сайте Департамента образования, а каждая школа получает таблицы с подробным расчётом всех параметров.
Этот аналитический материал помогает администрации и педагогам взглянуть на свою работу со стороны, оценить ключевые направления развития и скорректировать их. При этом показатели определяются на год вперёд, что даёт возможность школам планировать тактику и стратегию своей работы.
Наконец, рейтинг строится как система поощрений, а не наказаний. Это значит, что каждый положительный результат, например высокая оценка на экзамене или призовое место на олимпиаде, повышает балл школы. Наоборот, за низкие оценки и отсутствие победителей уменьшение не предусмотрено (единственный «штрафной» параметр — число учеников, удалённых с ЕГЭ, он корректирует баллы школы, полученные за успешную сдачу ЕГЭ).
При этом параметры рейтинга охватывают огромный спектр образовательных результатов — от ЕГЭ и ОГЭ и олимпиад по различным предметам до спортивных результатов и конкурсов профессионального мастерства WorldSkills. Такая методика стимулирует школы не отталкивать детей, а проводить работу с каждым ребёнком, развивать их способности и таланты и находить области успеха.
Таким образом, никакой ученик не может снизить рейтинг школы, но каждый может его повысить. Занимаясь тем, что ему действительно интересно, каждый ребёнок будет получать удовольствие от учёбы, а школа — дополнительные баллы за его результаты.