Доцент кафедры международного бизнеса Финансового университета при правительстве РФ, кандидат экономических наук Ольга Игнатова — о том, какие возможности для самореализации предоставит Трансарктический транспортный коридор.
Что сегодня ищет на рынке труда выпускник университета, молодой специалист, отец семьи? Не просто работу, а шанс — с возможностью планировать своё будущее. Приобрести жильё, воспитывать детей, путешествовать. С востребованной профессией реализовать эти намерения легче. И есть отличная новость для тех, кто думает в таком ключе: потребность в высококвалифицированных специалистах в нашей стране будет увеличиваться. Причём не только в экономически развитыми регионах, но и в самых удалённых местах — на севере, в Сибири и на Дальнем Востоке.
Это связано со строительством Трансарктического транспортного коридора (ТТК). Новый масштабный проект кардинально изменит не только российскую, но и мировую логистику. Маршрут соединит запад и восток, станет ключевой транспортной артерией в торговле между Европой и Азией. Коридор охватит важнейшие порты Северного морского пути и крупнейшие российские реки — Обь, Енисей и Лена. Транспортный коридор будет включать маршруты по автомобильным и железнодорожным путям. В результате постоянный поток ледоколов, поездов и контейнеровозов поможет сблизить продавцов и покупателей. Доставка товаров станет более быстрой и экономичной.
Создание Трансарктического коридора уже активно поддерживается правительством и организациями развития. Опыт и экспертиза последних в мегапроекте крайне важны. По поручению президента под эгидой ВЭБ.РФ был создан проектный офис, который занимается сопровождением транспортных, логистических и инфраструктурных проектов в Арктике, а также развитием городов в зоне ТТК. Ведь недостаточно просто построить автомагистраль и обеспечить круглогодичную навигацию в северных условиях. Необходимо также создать комфортные условия для жизни людей, занятых в обслуживании маршрута. И, конечно, для их семей.
Дороги, жильё, современные поликлиники и школы в Чукотке, Карелии и других северных регионах строятся системно — на основе мастер-планов, представляющих собой стратегии развития городов. Механизм государственно-частного партнёрства (ГЧП) способствует привлечению инвестиций в особо важные проекты, тем самым снижая нагрузку на бюджет. С помощью ГЧП также строятся порты, логистические центры и другие крупные инфраструктурные объекты в Архангельске, Мурманске и других точках маршрута. Эксперты уже называют Трансарктический коридор самым масштабным проектом ГЧП, который привлечёт зарубежных партнёров из дружественных стран. Механизм сотрудничества государства и бизнеса сейчас проходит этап донастройки — по поручению президента ВЭБ работает над созданием национального стандарта в этой области.
Как новый мегапроект поможет людям в карьере и самореализации? Изменится не только география рынка труда — наша страна получит реальный полигон для инноваций. На маршруте понадобятся уникальные и высокооплачиваемые специалисты: операторы беспилотных судов, инженеры-криологи, эксперты в арктической робототехнике и «умной» логистике. Разве это не повод для нынешних студентов обратить внимание на северное направление и освоить востребованную профессию? У малого бизнеса с запуском транспортного коридора также появятся новые возможности — открыть кафе у дороги, построить мини-отель или организовать автосервис. Местные предприниматели получат доступ к рынкам соседних регионов и смогут без дополнительных затрат доставлять свою продукцию до потребителей. А всё это в совокупности означает рост доходов, комфортную жизнь и уверенность в завтрашнем дне для сотен тысяч людей.