Сегодня мы садимся в «Сапсан» или «Ласточку», открываем ноутбук и за несколько часов доезжаем из Москвы в Нижний Новгород, Тверь или Санкт-Петербург. Комфортабельные вагоны, высокая скорость и доступный беспроводной интернет стали обыденностью. Однако за этой кажущейся простотой скрываются тысячи инженерных решений: уникальный профиль рельсов, новый тип вагонов и даже запуск космических спутников. Сотни инженеров, металлургов, программистов и логистов годами работают над такими проектами и разрабатывают новые технологические решения.
Именно эти решения формируют основу для технологического лидерства нашей страны. Это не импортозамещение и не копирование западных образцов — речь идет о создании собственных ноу-хау. Такие инновационные разработки не только способствуют созданию независимой экономики, но и создают платформу для экспорта технологий за границу. Решения могут варьироваться — от новых типов материалов для вагонов до инновационных интерфейсов.
Сегодня возможности для появления таких разработок увеличиваются благодаря поддержке институтов развития. В этом году президент Владимир Путин поручил ВЭБ.РФ при выборе перспективных проектов обращать внимание на цели достижения технологического лидерства. У госкорпорации имеется обширный опыт работы как со стартапами, так и с крупными проектами в этой области, а само технологическое лидерство обозначено как одно из основных направлений в стратегии развития до 2030 года. Результаты этой работы вскоре смогут оценить, например, пассажиры поездов на высокоскоростной магистрали (ВСМ) «Москва — Санкт-Петербург». При участии организации развития было создано национальное производство высокотехнологичного подвижного состава. Проект сложный и во многом удивительный: например, стабильный интернет в вагонах будут обеспечивать низкоорбитальные спутники.
Для обеспечения стабильной связи «на земле» у России имеется другая технологическая разработка — ТрансЕврАзийская волоконно-оптическая линия связи (ТЕА). ВЭБ и Альфа-Банк уже инвестировали в проект, реализуемый с использованием «Фабрики проектного финансирования», более 5 миллиардов рублей. В строительстве магистрали длиной 11 тыс. км участвует более 5 тыс. человек, а сама линия пройдет через 27 регионов России — от Санкт-Петербурга до Владивостока. Она обеспечит не только стабильную связь внутри страны, но и может быть расширена на Азию — в Монголию, Китай, Японию.
Почему этот проект имеет важное значение? С каждым годом увеличивается количество инцидентов на ключевых узлах мировой коммуникационной сети: подводные кабели продемонстрировали свою уязвимость. Инфраструктура ТЕА лишена этих недостатков, она станет краеугольным камнем для развития стабильных, независимых коммуникационных систем. Здесь также используются отечественные разработки — например, специальные оптические волокна, произведенные в России.
По тому же принципу, который лежит в основе защищенных коммуникаций — создание полного цикла отечественных разработок и производства, — реализуются и другие крупные инициативы. Например, речь идет об электромобиле «Атом», в создании которого также участвуют институты развития. Все ключевые комплектующие — отечественные: от навигационных систем до программного интерфейса. В стране уже существуют необходимые производственные мощности: контрактную сборку планируется осуществлять на заводе «Москвич» с использованием оборудования, принадлежащего АО «КАМАЗ».
Таким образом, проект за проектом формируется технологическое лидерство. Это экономические стимулы, которые прямо сейчас задают стандарты для сотен российских предприятий и зарубежных партнеров в самых различных областях. От тяжелого машиностроения, которое производит уникальное оборудование для тоннелей и магистралей, до микроэлектроники для систем управления и программирования сложнейших цифровых платформ. Только так, сосредоточив ресурсы на прорывных направлениях, можно строить суверенную экономику, способную отвечать на вызовы времени.