Манипуляция со скидкой: ЦБ РФ потребовал от маркетплейсов честного ценообразования

Тревожная ситуация, когда цены на товары на маркетплейсах начинают зависеть не от спроса или затрат, а от метода оплаты, должна быть прекращена в России. Распространённый в настоящее время подход, по мнению главы Банка России Эльвиры Набиуллиной, подрывает основы добросовестной конкуренции. Насколько обоснованы претензии регулятора и как изменение отношения властей к онлайн-торговле отразится на финансовом положении граждан, выяснил «МК» у специалистов.

Манипуляция со скидкой: ЦБ РФ потребовал от маркетплейсов честного ценообразования

Банк России предлагает ввести запрет на практику установления различных цен на один и тот же товар в зависимости от метода оплаты — особенно если речь идёт о картах дочерних банков самих онлайн-платформ. Этот вопрос уже не в первый раз становится центром оживлённых обсуждений между банками и маркетплейсами. Финансовые организации неоднократно отмечали: когда маркетплейс предлагает скидки только тем, кто расплачивается картой его собственного банка, это уже не программа лояльности, а инструмент недобросовестной конкуренции. «Цена товара или услуги — это то, что во многом определяет выбор человека, — отметила Эльвира Набиуллина. — Когда происходит манипуляция ценой через различные методы оплаты, трудно отследить, чтобы не было злоупотреблений». Она предложила запретить «практики, которые явно нарушают конкуренцию».

Интересно, что в октябре одна из платформ уже приглашала банки участвовать в своей программе лояльности, утверждая, что уровень скидок на этом маркетплейсе для различных банков-участников будет одинаковым, а присоединиться сможет любой из них. Однако такая открытость вряд ли поможет решить проблему, так как, по словам Набиуллиной, «дьявол кроется в деталях». Регулятор вместе с подопечными изучил «клиентский путь», возможность граждан выбирать «скидки и бонусы», и увидел там пространство для манипуляции, даже если формально все будут находиться в одинаковых условиях, поэтому теперь ЦБ РФ настаивает на запрете «недобросовестной практики».

Позиция Банка России вызвала споры среди экспертов, и все они ссылаются на… Роспотребнадзор. Так, по словам председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрия Янина, цена товара — это то, с чего начинается выбор покупателя, и когда она «гуляет» в зависимости от того, держателем какой карты является человек, то это становится инструментом давления, так что ЦБ прав. «Продавцы должны предоставлять равные условия покупателям без привязки к способу оплаты, — считает эксперт. — К сожалению, в настоящее время у доминирующих маркетплейсов огромная рыночная власть, что позволяет им навязывать свои правила как покупателям, так и продавцам». Ранее Роспотребнадзор настаивал на неприемлемости применения различных цен в зависимости от способа оплаты, ссылаясь на закон о защите прав потребителей. Однако в настоящее время позиция регулятора в большей мере защищает интересы маркетплейсов, а не покупателей, утверждает Янин.

«Формально продавец не имеет права устанавливать разные цены на один и тот же товар в зависимости от способа оплаты (ч. 4 ст. 16.1 «Закона о защите прав потребителей»), однако на практике допускается модель, при которой продавец объявляет единую цену, а затем предлагает скидку при использовании определённого метода оплаты, — вступает в спор генеральный директор юридической фирмы «Афонин, Божор и партнеры» Михаил Божор. — Такой подход сегодня не считается нарушением. В частности, Роспотребнадзор в 2021 году указывал, что продавцы и маркетплейсы вправе предоставлять скидки на недискриминационной основе, включая оплату с использованием конкретного платёжного инструмента». Позиции Верховного или Конституционного суда по этому вопросу пока нет. Таким образом, для полноценного запрета потребуется внесение прямых изменений в закон, считает юрист.

Финансисты, тем не менее, указывают на неоднозначное поведение самих банков, которые в схожих условиях легко игнорируют «честную конкуренцию». «Все крупные кредиторы в целом занимаются аналогичными вещами в рамках различных программ лояльности и прочего, предлагая бонусы клиентам, имеющим подписки на определённые продукты и услуги, которые не доступны в полном объёме для сторонних клиентов», — подчеркнул аналитик ФГ «Финам» Игорь Додонов.

А аналитики электронной торговли рассматривают проблему еще шире и указывают на то, что наличие нескольких цен на один и тот же товар — распространённая практика. Как напомнил эксперт по работе на маркетплейсах Максим Попов, если сегодня зайти в любой сетевой супермаркет, то там всегда будет несколько ценников, иногда разных цветов на один и тот же продукт. Один из них для тех, кто пользуется картой лояльности, другой — для тех, у кого её нет. «Даже если сейчас у маркетплейсов отберут возможность более выгодной оплаты товаров по картам их банков, то это не будет иметь особого смысла, так как они просто заменят эти карты на иные инструменты взаимодействия с клиентами, похожие на кэшбэк по банковским картам, бонусы и т.д.», — пояснил эксперт.

Источник: www.mk.ru

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях