В Госдуме выдвинули предложение освободить от уплаты НДФЛ граждан, чей ежемесячный доход не достигает 30 тысяч рублей. Эта законодательная инициатива появилась как минимум за последние пять-шесть лет, переходя из одного года в другой практически без изменений. В условиях нынешнего дефицита бюджета почти в 5 трлн рублей и общего не самого лучшего состояния экономики рассчитывать на её осуществление было бы крайне наивно. У Минфина на счету каждая копейка, тут не погуляешь.
Как справедливо отмечено в письме авторов- парламентариев на имя премьера Михаила Мишустина, поддержка наиболее уязвимых групп населения становится особенно актуальной в условиях экономической нестабильности, «особенно учитывая переход на прогрессивную шкалу налогообложения с 1 января». Авторы инициативы связывают её с предстоящим в сентябре формированием трехлетнего бюджета РФ и отдельно подчеркивают, что в настоящее время около трети россиян живут на доходы ниже 30 тысяч рублей в месяц (близко к черте бедности), при стоимости минимального набора товаров и услуг около 20 тысяч рублей.
Напомним, что минимальный размер оплаты труда (МРОТ) сегодня составляет 22 440 рублей в месяц, а с 1 января 2026 года он возрастет более чем на 20%, достигнув 27 093 рублей. Прожиточный минимум (ПМ) установлен на уровне 17 733 рублей на душу населения и 19 329 рублей — для трудоспособного населения. Согласно данным Росстата, число россиян, получающих доход ниже уровня бедности по стране (15 552 рубля в прошлом году) в первом квартале 2025 года уменьшилось на 2,1 млн человек, составив 11,9 млн. Это 8,1% от общего числа граждан.
Эксперты, опрошенные «МК», разделяют мнение: инициатива обоснована, однако шансов на реализацию не имеет. По крайней мере, потому, что отмена налога на доходы физических лиц приведет к потерям бюджета в сотни миллиардов рублей.
«К предложению можно относиться по-разному, — считает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. — С одной стороны, оно, по крайней мере, имеет право на существование. Напомним, что в 2024 году поступления от НДФЛ в госбюджет достигли рекордных 8,4 трлн рублей, что на 4% больше объема поступлений от налога на прибыль. Это свидетельствует о том, что основное налоговое бремя в стране несут не бизнес, а именно физические лица, включая малоимущих граждан. С другой стороны, существует риск, что если поступления от НДФЛ уменьшатся, показатель бюджетного дефицита по итогам 2025 года окажется весьма значительным. Государство не может полагаться исключительно на доходы от нефтегазового сектора, так как стоимость этих ресурсов непостоянна в течение года. Таким образом, освобождать от НДФЛ значительную часть россиян пока преждевременно».
Компромиссным вариантом могло бы стать обнуление налогов для граждан, чья официальная зарплата не превышает прожиточный минимум. Это, по различным оценкам, 7-8% населения. По словам Мильчаковой, такая мера положительно сказалась бы на потребительском спросе и одновременно не нанесла бы серьезного ущерба бюджетным доходам. В то же время, отмечает эксперт, в России существует довольно значительный теневой сектор. Следовательно, официальная зарплата определенного числа россиян на уровне не выше ПМ может оказаться фиктивной. Более того, после освобождения какой-то части граждан от уплаты НДФЛ серая зона занятости может начать расти, так как для некоторых работодателей станет выгоднее выплачивать работникам фиктивную низкую зарплату, не подлежащую налогообложению.
Хотя инициатива депутатов учитывает реалии, сложившиеся во многих регионах, у неё есть множество подводных камней. «Предложение выглядит разумным и социально ориентированным, однако, несмотря на всю привлекательность идеи, необходимо учитывать, что граждан с доходом ниже 30 тысяч рублей в стране не так много, — рассуждает ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев. — На сегодняшний день основная масса официально трудоустроенных россиян получает зарплату выше уровня МРОТ в 22 440 рублей. В Москве он составляет 32 916 рублей. Кроме того, средняя заработная плата в России уже приближается к 100 тысячам, что означает, что предложение затронет довольно узкую группу населения — тех, кто находится в диапазоне от минимальной оплаты труда до примерно 30 тысяч рублей. Их доля явно меньше, чем «треть населения», упоминаемая в обосновании инициативы».
Если инициатива будет реализована, эффект будет точечным. Мера облегчит жизнь работников с самыми скромными доходами, особенно в регионах, где уровень зарплат значительно отстает от общенациональной статистики. Однако говорить о кардинальном улучшении финансового положения «трети» граждан не приходится. По словам Расторгуева, для более широкого воздействия необходимы дополнительные решения, такие как развитие системы налоговых вычетов, индексация МРОТ и адресные меры поддержки.
«Как показывает практика, меньше чем за зарплату в 40-50 тысяч рублей в России никто не работает, — говорит директор Центра исследований социальной экономики Алексей Зубец. — Сумма в 30 тысяч подразумевает либо частичную занятость (например, когда уборщица в больнице официально оформлена на полный день, но фактически работает четыре часа), либо — серую занятость (зарплаты в конверте). Реализация инициативы Госдумы сталкивается с проблемой администрирования: необходимо выделить категорию тех россиян, кто на самом деле получает не более 30 тысяч в месяц, отделив её от всех тех, чьи реальные доходы скрыты за ширмой «низкооплачиваемости». Кто будет заниматься этими проверками — вопрос открытый».