Одной из наиболее актуальных экономических и потребительских тем в настоящее время являются цены на бензин. Они, кажется, вышли из-под контроля: сначала наблюдалось резкое увеличение цен на оптовом рынке. Теперь это затрагивает и розничный сегмент — обычные автозаправки. Розничные расценки на бензин с начала года возросли на 7,2%, что более чем в полтора раза превышает официальную инфляцию за тот же период (4,1%). Эта ситуация уже привела к нехватке бензина в более чем десяти российских регионах. Однако развитие событий на рынке указывает на то, что цены на бензин на АЗС могут вырасти еще больше, добавив до 5 рублей за литр.
Согласно данным цифровых платформ, средняя розничная цена литра АИ-92 в России на 5 сентября составила 60,1 рубля, АИ-95 — 64,7 рубля. С начала года рост составил 7,2%, а за год — почти 10%. Это значительно превышает официальную инфляцию, но в то же время заметно отстает от динамики биржевых цен. Розничные цены увеличиваются существенно медленнее оптовых не случайно, а благодаря активному вмешательству ФАС. Антимонопольная служба проводит постоянный мониторинг на 12 тысячах АЗС и угрожает применением мер к компаниям, допускающим необоснованное повышение цен. Дело в том, что в нашей стране действует демпферный механизм регулирования розничных цен на бензин. Рост цен на топливо на автозаправках «разрешен» только в пределах инфляции, а те убытки, которые при этом несут нефтяные компании — владельцы АЗС — они обязаны компенсировать правительству.
Тем не менее, это неписаное правило может быть отменено под давлением лоббистов из Российского топливного союза (РТС). Они направили письмо вице-премьеру РФ Александру Новаку с предложением отказаться от цели сдерживания роста цен на АЗС на уровне потребительской инфляции.
Суть предложения РТС заключается в том, чтобы позволить бензину и дизельному топливу подорожать в рознице больше, чем это возможно в настоящее время. На данный момент законодательно рост цен на АЗС в пределах потребительской инфляции не установлен, но такая цель поставлена регулятором. В тех случаях, когда повышение цен выходит за эти рамки, гарантировано привлечение внимания надзорных служб.
В письме РТС указывается, что индекс потребительских цен (ИПЦ) или, проще говоря, потребительская инфляция рассчитывается по 800 позициям, большая часть из которых не формирует себестоимость на предприятиях топливоснабжения. Основные факторы, влияющие на ценообразование для таких предприятий, включают налоговые нагрузки, в том числе рост акцизов на топливо, фонд оплаты труда, тарифы на транспорт и ЖКХ, стоимость кредитов, ремонтов и модернизации производств. Соответственно, все эти факторы и нужно разрешить включать в цену бензина на автозаправках.
Предложение пока не отвергнуто правительством: Александр Новак предложил проработать его заинтересованным ведомствам. Что же произойдет, если это предложение будет одобрено? Эксперты выражают опасения, что цены на АЗС выйдут из-под контроля и начнут расти практически бесконтрольно. Конкретно, 92-й бензин может вырасти в среднем по России до 65 рублей за литр, а 95-й — до 70 рублей. А вслед за ними поднимется и общая потребительская инфляция, которая в настоящее время в полтора раза ниже «топливной».
По словам экономиста, топ-менеджера в области финансовых коммуникаций Андрея Лободы, повышение цен на бензин в России обусловлено рядом факторов, которые существенно влияют на конечную сумму, которую вынуждены платить обычные потребители на заправках. Причинами значительного подорожания нефтепродуктов стали традиционный сезонный рост потребления в июне-августе из-за сельскохозяйственных работ и туристического периода отпусков, а также увеличение издержек промышленных предприятий в связи с ростом налоговой нагрузки, увеличением затрат на логистику и различными форс-мажорными обстоятельствами, включая срочные ремонты на нефтеперерабатывающих заводах.
В сложившейся ситуации неизбежны негативные последствия для экономики: себестоимость продукции во многих секторах возрастет. В результате увеличатся транспортные расходы и подорожают товары первой необходимости. «Не исключено, что по итогам года средний прирост цен на высококачественные сорта бензина на АЗС будет выше привычного: 10-14% вместо стандартных 8-10%. Поскольку влияние повышения цен на горючее напрямую сказывается на инфляции, покупательная способность населения снизится», — прогнозирует Андрей Лобода.
Предложение Российского топливного союза подразумевает не свободный рост цен на бензин, а замену ориентира с потребительской инфляции на более комплексный показатель, считает Сергей Кауфман, аналитик ФГ «Финам». В частности, при определении динамики розничных цен предлагается учитывать налоговую и кредитную нагрузку, динамику зарплат, стоимость модернизации и ремонтов, а также тарифы на транспорт и ЖКХ. Обычно уровень общей инфляции и перечисленные параметры коррелируют, но иногда отдельные показатели могут расти опережающими темпами. Например, как указывает эксперт, сейчас из-за атак на НПЗ расходы на ремонты резко возросли, а из-за напряженной ситуации на рынке труда зарплаты уже более двух лет растут опережающими темпами. Предложение топливного союза выглядит скорее как ретроспективное изменение, поскольку фактически АЗС (особенно независимые) и так были вынуждены повышать цены, ориентируясь на реальный уровень роста расходов, а не просто на показатель общей инфляции.
Сергей Кауфман согласен с тем, что на внутреннем рынке бензина в настоящее время наблюдается кризис. Вследствие атак на НПЗ и сезона высокого спроса в некоторых регионах наблюдается дефицит, а оптовые цены продолжают оставаться на рекордном уровне. В такой ситуации скорость разрешения кризиса будет зависеть от сроков ремонтов НПЗ и успешности отражения новых атак на них. «Некоторое смягчение ситуации может произойти в течение месяца из-за постепенного завершения сезона повышенного спроса, но ближе к зиме новой проблемой может стать зимний дизель. Также смягчить ситуацию могла бы активизация импорта», — считает аналитик.
Пока кризис продолжается, еженедельные темпы роста розничных цен на бензин (по данным Росстата) вероятно останутся на повышенном уровне — около 0,4-0,6% в неделю, а на независимых АЗС или в проблемных регионах темпы роста цен могут быть даже выше. «Следовательно, высока вероятность того, что по итогам года рост цен на АЗС будет двузначным», — делает вывод эксперт.
Рост цен на бензин никогда не прекращался. Просто менялись темпы и динамика, указывает эксперт финансового рынка, кандидат экономических наук Андрей Бархота. «Осенний период — это время сбора урожая. И, безусловно, рост стоимости топлива всегда приводит к негативным последствиям не только для домохозяйств, но и для сельского хозяйства, которому необходимо собрать урожай», — говорит эксперт. По его словам, главный фактор подорожания бензина — это дефицит работающих нефтеперерабатывающих мощностей. Дело в том, что в России некоторые заводы находятся на ремонте — в том числе из-за диверсионных атак. И это приводит к постоянному дефициту топлива в отдельных сегментах и регионах. Естественно, когда спрос растет, а предложение снижается, цены начинают расти, подчеркивает Бархота. Он уточняет, что в настоящее время цены сдерживаются частично запретом на экспорт бензина за границу, который уже введен. «Но этот запрет не оказывает полного эффекта, просто потому что у нас дефицит предложения из-за ремонтов нефтеперерабатывающих мощностей», — говорит экономист.
По его мнению, учитывая вышеизложенные обстоятельства, дальнейшее повышение цен на бензин является неизбежным. «Я думаю, что цена литра бензина может вырасти на пять рублей, но не сразу. Скорее всего, это произойдет, как с тарифами на ЖКХ — в 2 или 3 этапа. Например, каждое квартальное повышение не более 2,5 рублей. Теоретически это возможно», — говорит Бархота. Другой вопрос: как относиться к такому повышению. По мнению эксперта, для человека, который имеет автомобиль стоимостью 2 миллиона рублей, прибавка в 5 рублей за литр — не проблема. Однако для экономики, промышленности и сельского хозяйства это станет серьезной проблемой. Радикальным решением данной ситуации может стать увеличение предложения топлива на внутреннем рынке. То есть полное восстановление и модернизация тех мощностей, которые производят бензин, делает вывод эксперт.