Эта задумка, как и объяснения ведомства А. Силуанова, были раскритикованы представителями бизнеса и экспертами. Сотрудники Силуанова упорно настаивают: акциз повысят ради здоровья граждан. Мол, много сладкого вредно. Похожая история уже имела место год назад и ничем позитивным не закончилась. Пошли по новому кругу?
Акциз на сладкие напитки был введен в РФ с 1 июля 2023 года в размере 7 рублей за каждый литр продукции. Под него попали напитки, которые изготовлены на основе питьевой или минеральной воды с добавлением сахара, сахарного сиропа или меда. Продукция должна содержать от 5 г углеводов на 100 мл напитка. Под акциз тогда не попали специализированная пищевая продукция, прошедшая госрегистрацию в соответствии с правом ЕАЭС, обогащенная пищевая продукция, за исключением тонизирующих напитков, и много чего еще — соки, нектары, морсы, сиропы, кисели…
Однако президент Союза производителей соков, воды и напитков (Союзнапитки) Максим Новиков сразу заявил, что введение акциза — масштабное событие для индустрии и оно сильно переформатирует рынок далеко не в лучшую сторону.
«Специалисты Аналитического центра при Правительстве РФ подготовили три сценария развития событий после введения такого акциза. По их расчетам, наибольший негативный эффект может привести к недополученным налогам в размере 50,5 миллиарда рублей. Важно также отметить, что вклад лимонада в потребление сахара незначителен — менее 2 процентов», — утверждал глава Союзнапитки.
О сложностях, с которыми может столкнуться отрасль в связи с введением «сладкого акциза», предупреждал и Минсельхоз в пояснительной записке к проекту распоряжения правительства: «Реализация данной меры приведет к росту розничных цен, будет способствовать снижению объемов продаж и повлечет за собой снижение привлекательности отрасли для инвесторов».
Минфин не внял предупреждениям и пошел своим путем. В итоге ему год спустя потребовалось новое ужесточение норм акциза. И участники Союзнапитки вынуждены были обращаться в правительство, предупреждая, что на этот раз ведомство Силуанова может поместить в зону регулирования акцизами не только сахаросодержащие, но и большую часть других напитков. С содержанием сахара уже всего 2% на 100 г. То есть многократно умножит ущерб отрасли!
Тем самым Силуанов и его сотрудники расписались в том, что дело вовсе не в заботе о гражданах, а в попытках любой ценой пополнить выпадающие доходы бюджета. Даже ценой лимонада.
Лаврентий Павлов.