«Купишь, никуда не денешься»: депутаты предложили наказать тех, кто задирает цены перед 1 сентября

Под «налогом на жадность», аналогичным налогу на роскошь, автор инициативы подразумевает специальный налог для бизнеса, который необоснованно увеличивает цены на популярные в определенный период товары. Например, цены на букеты у нас перед праздниками растут быстрее, чем сами цветы. А накануне 1 сентября на жадность можно проверить не только букеты, но также любые школьные принадлежности.

«Купишь, никуда не денешься»: депутаты предложили наказать тех, кто задирает цены перед 1 сентября

Узнав, сколько в этот раз родители школьников потратили на подготовку к новому учебному году, мы обнаружили, где скрывается жадность.

Депутат, предложивший обложить налогом самых жадных продавцов, уверен, что новый налог может стать «сдерживающим механизмом против действий спекулянтов, которые поднимают цены без обоснования». Поводом для предложения стал резкий рост цен на товары к 1 сентября, поставщиков которых «мало волнуют первоклассники и важность школьного праздника». 

Ставку предполагается рассчитывать на основании сверхприбыли, полученной за счет завышения цен. Например, «цветочное ценообразование» у нас обычно за неделю до 1 сентября увеличивается на 30–50%. А школьные принадлежности и одежда для школы ежегодно становятся дороже в августе, из-за чего многие стараются все приобрести заранее, пока остальные наслаждаются каникулами.

— Я покупаю тетради, ручки и прочее в конце июня, — делится мама двух московских младшеклассников. — Неделя на шопинг выверена опытом. К концу июня все уже сдали экзамены, завершили практики и немного отдохнули. И даже если никуда не уехали, их от одного вида канцтоваров тошнит. Я закупаюсь в школьных отделах в полном одиночестве. И пусть я скуплю остатки, зато экономия может составить до трех раз! В июле отделы канцтоваров обновляют ассортимент, а в августе цены начинают взлетать. В списке необходимых вещей, выданном школой, будто стоит печать «купишь, никуда не деться». Дорожает именно то, что требуют учебные заведения.

То же самое родители рассказывают о требованиях детских садов: принадлежности и игрушки, которые родителям предлагается купить для всей группы, в первую очередь поднимаются в цене.

— В нашем садике просят приходить со своим горшком или закупать на всю группу, — рассказывает мама двух детсадовцев из Тамбовской области. — И игрушки приносим свои, только не мягкие, они собирают пыль. Но и не твердые с острыми углами, они могут быть травмоопасными. Из дома тоже ничего нельзя: в б/у, пусть и домашних, могут оказаться аллергены. Пластмассовые китайские тоже не подходят, так как могут быть токсичными. В общем, список приемлемых игрушек очень ограничен. Я поехала на местный рынок детских товаров и была в полном шоке! Поднялись цены именно на то, что нам нужно!

В ходе обсуждения налога на жадность стали очевидны основные аргументы сторонников и противников. Первые, как и автор идеи, уверены, что «дикий капитализм» не должен извлекать выгоду из социально значимых событий для российских семей, а что может быть важнее первого школьного дня?! Кроме того, снижение цен на школьные принадлежности положительно скажется на бюджетах семей, особенно многодетных. 

С другой стороны, противники опасаются, что такая мера приведет к снижению конкуренции (при едином «потолке» цены никто не будет стремиться предлагать потребителю более качественный товар, у которого отпускная цена однозначно выше «ширпотреба»), а у добросовестных предпринимателей, которые захотят держать уровень, вместо доходов будут издержки. 

— Только очень далекие от бизнеса люди могут считать, что ценообразование на школьные принадлежности зависит исключительно от жадности! — обижается российский поставщик канцтоваров. — На цены влияют затраты производителей и ритейлеров, а сырье и логистика постоянно дорожают. Производителю, если он не хочет производить брак, необходимо регулярно обслуживать оборудование, а это в условиях санкций очень накладно. Я уж молчу про импорт, который в нынешних условиях вообще убыточен. 

Мелкие розничные торговцы, особенно на периферии, сообщают, что вынуждены «завышать» цены в «медвежьих углах», куда подорожала доставка, а также в райцентрах, куда приезжают со всей области и «за сутки сметают все, а нам снова придется тратиться на логистику».

А пока эксперты и предприниматели ведут споры, родители жалуются: подготовка к школе в этом году в среднем на 35% дороже, чем в прошлом — к такой цифре пришли разные компании, заказавшие аналогичные исследования по стоимости «корзины школьника-2025». Некоторые аналитики отмечают, что 1 сентября по нагрузке на семейный бюджет в этом году сопоставимо с новогодними праздниками, отнимая 25% от суммы, которую семья ежемесячно тратит на самые необходимые вещи. 

В среднем, согласно данным, полученным экспертами на август, большинство россиян тратят на подготовку к 1 сентября одного ребенка сумму около 30 тыс. руб. (59,2%). Из них в 30 тыс. укладываются лишь 16,2%, а 19,6% тратят больше. При этом в этом году средняя стоимость минимального набора школьных товаров уже в июле достигла 16 219 рублей, что на 7% выше, чем в августе прошлого года. Но несмотря на все подорожания, четверть опрошенных родителей, как и в прошлом году, уверены, что 1 сентября нужно идти с цветами для учителей.

Источник: www.mk.ru

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях