По словам заместителя председателя правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрия Леонова, подорожание сливочного масла связано с ростом себестоимости производства. В августе рост цен на сырье составил 10-20% с начала 2024 года, на логистику — 30-35%, упаковку — 10-15%. И наценка торговых сетей на масло достигает 70%. Кроме того, на цены повлияли рост ключевой ставки, дефицит кадров и проблемы с обслуживанием иностранного оборудования. Прямо вот так разом все свалилось в одну кучу и масло подорожало? Раньше никаких признаков не замечали?
Ситуацией заинтересовался вице-премьер Дмитрий Патрушев. Он поспешил успокоить общественность. «Молочная отрасль — социально значимое направление агропромышленного комплекса. Понимая это, правительство не первый год предоставляет производителям и переработчикам целый комплекс мер государственной поддержки», — цитирует Патрушева пресс-служба правительства.
Тут как минимум два вопроса. Если поддержка предоставляется «не первый год», то что конкретно случилось именно сейчас? Поддержка закончилась? И второй, главный: сколько за последние месяцы наши граждане слышали подобных речей, что все под контролем, помощь идет и для волнений причин нет? Так нам говорили, когда также резко и вдруг дорожали яйца, хлеб, картошка, красная икра, теперь вот и сливочное масло… Растут все цены на ходовые продукты, которые ежедневно требуются гражданам, и экспертам давно понятно, что это не отдельные эпизоды, это система, общая тенденция на российском рынке.
Свою версию тотального подорожания озвучила глава Центробанка Эльвира Набиуллина, заявив, что в высокой инфляции заинтересованы крупные компании — монополисты, которые повышают цены, зная, что их товары в любом случае будут покупать. Главная банкирша страны невольно подсказала экспертам присмотреться к владельцам крупнейших российских торговых сетей. И оказалось, что владельцы эти — вовсе даже не российские компании.
Продуктовые сети, имеющие сотни тысяч магазинов по всей России, зарегистрированы в Нидерландах — «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Копейка», «Ашан» — во Франции, «Билла» — в Австрии, «Глобус» и «Магнит» — на Кипре, ну и так далее. «Получается, что иностранный капитал проник своими щупальцами в каждую клеточку российского бизнеса. И здесь, на месте, сетевые гипермаркеты занимают протекционную позицию именно по отношению к западным производителям, — утверждает Глеб Вещаев, директор информационно-аналитического центра социальных технологий «Красс». — Они превращают Россию в инструмент для выкачивания денег из российского населения и переправки их в третьи страны. Сетевые магазины — это главная ударная сила западного бизнеса.
По мнению многих экспертов, гипермаркеты разрушили российскую сеть розничной торговли, при этом оставив значительную часть населения без работы. Они лоббируют интересы западных торговых марок, играют с курсами валют — все делают, чтобы на российской территории поддержать зарубежный рынок и утопить российских производителей. И именно гипермаркеты функционируют как огромные фабрики по вывозу прибыли из России.
Вместо заявленного снижения или удержания цен сети еще и подняли расценки для производителей. Если раньше производитель возвращал сети 5%, то сейчас — 10% в виде так называемых внутренних бонусов. А сюда еще надо добавить разнообразные поборы, маркетинговые взимания и т. д. Даже логистика легла дополнительным грузом на плечи производителя. В итоге расчеты ряда экспертных структур показывают, что средние цены на сливочное масло в опте составляют 606,4 рубля за килограмм, а в рознице этот килограмм стоит уже 1040,7 рубля. То есть маржа вовлеченных в процесс компаний достигает 70%. Хороший гешефт.
И очевидно, что все многочисленные и противоречивые объяснения происходящего почти прямо указывают на некий картельный сговор, возможно, состоявшийся где-то за кордоном. На этот раз источником сверхприбылей его участники назначили сливочное масло, завтра будет какой-то другой продукт. И ограбление граждан России продолжится.
Григорий Алексеев.