Однако только 66% многоквартирных домов управляются профессиональными управляющими компаниями, которые следят за состоянием зданий и вовремя информируют власти о необходимости капитального ремонта. Остальные 34% находятся под управлением товариществ собственников жилья (ТСЖ), жилищных кооперативов (ЖСК) или вообще не имеют централизованного управления. По данным Государственной информационной системы ЖКХ, на 1 июня 2024 года в стране зарегистрировано 951 420 многоквартирных домов. При этом 49% домов в России требуют капитального ремонта, а 9% находятся в аварийном состоянии.
Система управления жилищным фондом в России не учитывает рост квадратных метров, и чиновники понимают необходимость повышения прозрачности в этой системе. Для решения проблем была создана группа при рабочем комитете Госдумы по строительству и ЖКХ с участием депутатов и экспертов. Они разработали три сценария трансформации системы управления МКД: консервативный (почти ничего не менять), прогрессивный (менять многое и усиливать роль самоуправления жильцов) и альтернативный (вообще упразднить управляющие компании).
Управляющие компании часто отказываются управлять аварийными многоквартирными домами, поскольку это убыточно. В результате жильцы таких домов оказываются брошенными без элементарных благ цивилизации. Заставить УК заботиться о таких домах, расположенных на вверенном им участке, никто не может. Ведь УК — это юрлицо, которое заботится прежде всего о собственной прибыли. Есть также проблема некомпетентных УК, которые просто–напросто не умеют эффективно управлять многоквартирными домами. Мэрию заваливают жалобами от жильцов.
В итоге ЖКХ в России превратилось в «черную дыру»: тарифы каждый год растут, а условия проживания меняются только к худшему в большинстве многоквартирных домов. Депутаты комитета по строительству и ЖКХ в Госдуме отмечают, что необходимо пересмотреть функцию Государственной жилищной инспекции (ГЖИ), чтобы она могла контролировать исполнение законов всех государственных процессов управляющими компаниями, ресурсоснабжающими организациями и жильцами. Недобросовестные управляющие компании отрицательно влияют на качество жизни жильцов и срок эксплуатации объектов.
Первый заместитель исполнительного директора ассоциации «Совет ЖКХ» Ольга Сердюк считает, что система обязательного саморегулирования может стать более эффективной и гибкой, чем существующая модель государственного регулирования. Это позволит сократить бюджетные расходы на контроль и установить более обоснованные тарифы на жилищные услуги.
Многие депутаты считают, что прогрессивный сценарий позволит ввести регламентированные стандарты качества обслуживания и ремонта. С альтернативным сценарием, который предусматривает полное упразднение управляющих компаний, пока много непонятного: а готово ли государство в сегодняшних условиях взять на себя управление многоквартирными домами в России?
Может, это все — декларация о намерениях. Но чиновники утверждают, что управление многоквартирными домами в России ждут серьезные изменения, направленные на повышение качества услуг и защиту прав граждан. Поживем — увидим…
Олег Павлов