в

Когда земля трещит под ногами…

Когда земля трещит под ногами…

«…Земля разверзлась и поглотила их…» — эта цитата из Библии после трагедии в Пензе приобретает еще более мрачное значение.

ПОКА ПЕТУХ НЕ КЛЮНЕТ…

Напомним, утром 19 ноября автомобиль Lada Largus провалился в яму с кипятком. И водитель, и пассажир, находившиеся в салоне, буквально сварились заживо.

Вскоре после аварии губернатор Иван Белозерцев распорядился создать рабочую группу по обследованию потенциально опасных участков в регионе. Местная прокуратура возбудила уголовное дело, а глава СКР Александр Бастрыкин поставил ход расследования на контроль в центральном аппарате ведомства.

Но почему все эти телодвижения делаются уже после гибели людей? Почему всякий раз устраняют последствия беды, а не первопричину? «МН» ищет ответы именно на эти вопросы.

«ОСТАТОЧНАЯ ТОЛЩИНА»

«Виноваты гнилые трубы», — предположит всезнающий читатель и будет прав, но лишь отчасти.

Действительно, в случае с Пензой именно в месте прорыва труба была крайне изношена. Это признал и зампред областного правительства Дмитрий Семенов, побывавший на месте ЧП.

«Остаточная толщина стенки у всей вырезанной трубы — 4 миллиметра, — заявил он. — Там же, где произошел прорыв, состояние очень ветхое — около 2 миллиметров». При этом чиновник дал понять, что «сама труба — мы смотрели по срезу — находится в нормальном состоянии».Когда земля трещит под ногами…

Своеобразным алиби заручился и Василий Журавлев, директор компании «T Плюс групп», в ведении которой находится дырявый теплопровод. По его словам, специалисты, якобы побывавшие на месте ЧП перед провалом, не засвидетельствовали никаких проблем. Хотя очевидцы утверждали, что незадолго до трагедии из-под асфальта валил пар.

Странная получается картина: очевидцы пар видели, а коммунальщики нет. Труба в целом нормальная, но где-то ее все-таки прорвало.

Кощунственно в этой связи звучит официальная причина ЧП, выдвинутая пензенскими властями. Оказывается, автомобиль с двумя людьми ушел под землю из-за… повышения давления транспорта на участок дороги с проходившей под ним теплотрассой.

На озвученную властями версию тут же откликнулись пользователи соцсетей, отпуская по данному поводу горькие шутки: «Ну конечно, это пешеходы протоптали асфальт, чего уж там…», «Да уж, сами люди сделали пролом в грунте, повредили трубу и упали туда», «Не дай бог угодить в такую же яму путинскому Аurus…».

ДЕЛО В ТРУБЕ ИЛИ ДЕЛО – ТРУБА?

Эксперт ОНФ в сфере ЖКХ, депутат гордумы Пензы Людмила Коломыцева, говоря о причинах трагедии, не исключила, что в этом виноваты гнилые трубы, но предложила «копать» глубже.

«Эти трубы разрушались два десятка лет без всякого ремонта, — говорит депутат. — Их проложили еще при Советском Союзе, а во времена Бочкарева (губернатор Пензенской области в 1998-2015 гг. — Ред.) никто не вкладывался в их ремонт и содержание. В итоге мы получили то, что получили. Сегодня в Пензе сети изношены на 70%, а остальные 30%, я уверена, на все 100.

ХОЗЯЙСТВО НА КУРЬИХ НОЖКАХ

Кстати, трагедия в Пензе — не единственное ЧП подобного рода за последнее время. Только за минувшие дни ноября зарегистрировано больше 10 случаев провалов асфальта по всей стране, и кипяток фигурирует в значительной части этих случаев. Но почему так много?

По статистике, износ тепловых сетей в России в среднем составляет 50-60%, а по итогам прошедшего отопительного сезона — 2018/2019 в некоторых регионах и все 80%. Замглавы Минстроя России Максим Егоров, отвечающий за ЖКХ в ведомстве, отмечает, что информация требует обновления, а значит, в действительности состояние сетей и объектов коммунальной инфраструктуры в стране может оказаться еще хуже.

Вот ответ статистики на вопрос, почему по стране регулярно регистрируется огромное количество провалов грунта: потому что трубы ни к черту!

«В среднем по России 2% на замену сетей заложено в тарифах. Соответственно, 50 лет — срок службы. А те конструкции, которые достались нам из советского времени, были рассчитаны на 25-30 лет. Вот, собственно говоря, основная проблема», — считает президент некоммерческого партнерства «Российское теплоснабжение» Виктор Семенов.

Так вышло, что Россия — единственная в мире страна, где городская среда плотно населена именно в северных широтах, там, где без центрального отопления никак нельзя. Швеция, Финляндия, Дания и Канада используют другие системы. Там значительная часть населения пользуется внутридомовыми электрическими нагревателями. У нас же вбухивают в ЖКХ миллиарды бюджетных денег, а эффективность их использования равна нулю.

СУДИТЬ – И НИКАКИХ ГВОЗДЕЙ!

Но неужели человеческие жизни не стоят того, чтобы усилить контроль за этим проблемным хозяйством?

Безусловно, следить за гидравлическим режимом надо. Но не только за ним, и не только в Пензе. Следить чиновникам надо прежде всего за вверенным им хозяйством, за вверенными им миллионами жизней и карать нерадивых не мелочными штрафами, а серьезными уголовными наказаниями вплоть до лишения свободы. А то как деньги на ремонт обветшалых теплосетей просить, они тут как тут. Случись же провал или потоп в этом провале, они выходят сухими из воды. В противном случае такие провалы будут возникать то тут, то там, и никакая техника их не остановит.Когда земля трещит под ногами…

«Рыба гниет с головы», — говорят в народе, и провал грунта — это не исключение. Однако, как показывает практика, во многих подобных случаях наказание за ЧП несут стрелочники, а не местная власть, отвечающая за коммунальное хозяйство. А люди продолжают гибнуть, и не исключено, что по ее вине.

Контроль наверняка усилится, если верхушка местной власти будет головой и свободой отвечать за аварии на теплосетях, а не перекладывать ответственность, в том числе и уголовную, на рядовых сотрудников организаций.

Так было в Санкт-Петербурге в 2018 году. Там кафе затопило кипятком после прорыва трубы, а уголовное дело завели на диспетчера тепловой компании. Злосчастная труба работала с 1992 года, в 2017-м вышел срок ее эксплуатации, однако хозяева, невзирая на многочисленные мелкие прорывы, не стали ее менять. В итоге погибли два человека, а виноват почему-то диспетчер.

Но ведь есть же статья 238 УК РФ «…оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц…», под действие которой должны попадать топ-лица ответственных ведомств и чиновники, а не стрелочники. Только тогда и трубы будут крепкими, и прорывов не будет, и люди не будут гибнуть в кипятке.

ЧТОБЫ ТРАГЕДИИ НЕ ПОВТОРЯЛИСЬ!

Как считают эксперты, постоянная смена собственников коммунальных сетей (в некоторых городах за 15 последних лет сменились от трех до восьми собственников!) может привести к коммунальной катастрофе. Однако, чтобы исправить ситуацию, начать нужно не с хаотичной замены коммуникаций, а с их обследования.

«Очень сложно что-то ремонтировать и что-то менять, когда ты не понимаешь, что происходит внутри, — считает вице-президент НП «Российское теплоснабжение» Александр Исаков. — Нужно разработать программу мониторинга того, в каком состоянии находятся сети, и проследить весь путь, который проходит кипяток по трубе — от котельной до потребителя».

Такая техника, по словам эксперта, имеется. Более того, «ее технические возможности позволяют в режиме онлайн предупреждать аварийные ситуации». Но почему ее не используют — вот в чем вопрос.

Глава регионального исполкома ОНФ в Московской области Юлия Белехова большую роль в исправлении ситуации отводит федеральным властям. «Минстрою следует разработать федеральную программу по замене инженерных сетей и определиться с источниками финансирования, — уверена эксперт. — Они могут быть разными: федеральный бюджет, муниципальный, средства коммунальных компаний. Вопрос необходимо решать в зависимости от финансового состояния как региона, так и самих организаций. Есть территории, где износ сетей 80%. И здесь уже нужна поддержка муниципального или федерального бюджета. Самостоятельно теплосети не справятся».

Источник: mirnov.ru

Присоединяйтесь к нам в Google News, чтобы быть в курсе последних новостей
Love
Haha
Wow
Sad
Angry
Вы отреагировали на "Когда земля трещит под ногами…" Только что

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.