Цена российской нефти Urals снизилась до 34 долларов за баррель, а размер скидки удвоился, достигнув 27 долларов за каждый баррель. Санкции США, похоже, наконец начали оказывать влияние, отмечает Bloomberg. Кто извлекает выгоду из этой скидки и как Россия справится с резким падением цен?
Стоимость основного сорта российской нефти – Urals – обрушилась до 34 долларов за баррель. Даже в 2020 году, когда мир столкнулся с пандемией, средняя цена за год составляла 42 доллара за баррель.
На пятницу (19 декабря 2025 года) цена российской нефти на Балтике (Приморск) составляла 34,82 доллара за баррель, а в Черном море (Новороссийск) – 33,17 доллара за баррель, сообщает Bloomberg, ссылаясь на данные Argus Media. При этом стоимость нефти марки Brent была 61 доллар за баррель.
Интересно, что скидка на нефть в точке отправления выше, чем в порту назначения. В точке экспорта средний дисконт, по которому продается российская нефть, составлял около 27 долларов за баррель, однако при поступлении в Индию этот средний дисконт сокращался примерно до 7,5 доллара за баррель, передает Bloomberg.
Неужели санкции США против российской нефти, наконец, начали действовать? Санкции против «Роснефти» и «Лукойла» – это только одна из причин.
«С ноября, из-за санкций, происходит перестройка цепочки поставок. Теперь требуется больше посредников, которым нужно платить, что увеличивает издержки российских компаний. Второй фактор – это то, что Украина начала атаковать российские нефтяные танкеры. Это также ведет к повышению стоимости фрахта танкеров и страхования», – утверждает Игорь Юшков.
Тем не менее, существует и третий фактор – это то, что цены на нефть во всем мире также упали.
«Согласно официальным данным, если в 2024-2025 годах скидка на большую часть времени составляла около 12-13 долларов за каждую партию, то в ноябре она возросла в среднем до 22,5 доллара. В декабре она стала еще больше, вероятно, после начала атак на российские танкеры. Если Brent стоит 61 доллар, а российская Urals – 34, то получается дисконт в 27 долларов за каждый баррель», – отмечает эксперт ФНЭБ.
Тем не менее, это не самая рекордная скидка на российскую нефть. В первую волну перестройки логистики, когда Россия только начинала уходить с европейского рынка нефти на индийский, скидка превышала 30 долларов за баррель и даже достигала 34 долларов, напоминает Юшков. Разница с текущей ситуацией заключается лишь в том, что тогда вся нефть в целом стоила дороже. Однако сейчас даже нефть марки Brent дешевеет, и на днях она опускалась ниже 60 долларов за баррель.
«Таким образом, даже если объем скидки на нашу нефть не является рекордным, это уже приводит к тому, что наша нефть торгуется ниже 40 долларов за баррель», – подчеркивает Юшков.
Необходимо понимать, что 42 доллара за баррель в 2020 году – это средняя цена за весь год, тогда как в данный момент речь идет о спотовых ценах Urals в определенный день, а не за весь год. Более того, такой огромный дисконт не распространяется на всю российскую нефть. Например, нефть марки ВСТО не пострадала от этой ситуации. По косвенным расчетам, треть морского экспортного потенциала, или около 1,4 миллиона баррелей в сутки, может продаваться с дисконтом, считает Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global.
Что касается разницы в скидке в порту отправления (27 долларов) и в порту назначения (7,5 доллара), то это обычная практика.
«Скидка в 27 долларов не означает, что она полностью идет покупателю. В эти 27 долларов включены стоимость доставки нефти, страхование, услуги трейдеров и многое другое. Поэтому в порту отгрузки реальная скидка оказывается не такой уж большой», – поясняет Юшков. «Кто зарабатывает на разнице между 27 и 7,5 долларами? В первую очередь, это те, кто контролирует перевозку и риски – владельцы флота и операторы «серых» перевозок, трейдеры, страховые и финансовые посредники, а также покупатели, которые получают сырье дешевле альтернатив. Bloomberg прямо указывает, что не совсем ясно, какая доля стоимости доставки остается «в руках России», – говорит Чернов.
Вся эта ситуация больше создает проблемы для государства, чем для самих нефтяных компаний, считает Юшков. Так как при снижении цен на нефть автоматически уменьшается размер налога на добычу полезных ископаемых, и бюджет получает меньше, чем ожидалось.
«Для бюджета 34 доллара за баррель в порту – это действительно очень низко по сравнению с планами. В бюджетной базе на 2026 год Минфин ориентировался на среднюю цену Urals около 59 долларов, поэтому избежать потерь по нефтегазовым доходам не получится. Reuters прогнозирует снижение поступлений от нефтяных налогов в январе 2026 года до 380 миллиардов рублей, что станет минимумом с 2022 года», – сообщает Чернов.
Курс доллара в этом контексте также имеет значение.
Для нефтяников ситуация тоже неблагоприятная, но почти вся российская добыча остается рентабельной при 34 долларах за баррель, говорит Юшков. Добыча в России в основном осуществляется на традиционных месторождениях, в которые были вложены инвестиции ранее, и скважины уже пробурены, поэтому добыча не останавливается.
«Себестоимость добычи нефти в России невысока. По оценкам Минэнерго, добыча на зрелых месторождениях может обходиться всего в несколько долларов за баррель, но на новых месторождениях она выше. Однако «полный цикл» с учетом всех затрат и особенностей месторождений укладывается в диапазон – примерно 15–45 долларов за баррель. Поэтому продажа по 34 доллара физически возможна, но экономика становится пограничной для некоторых проектов, особенно там, где длинная логистика и высокая налоговая нагрузка. Однако в такие моменты компании чаще не «приостанавливают добычу», а перераспределяют потоки, предоставляют дополнительную скидку и принимают более низкий денежный поток, лишь бы сохранить экспорт и загрузку переработки», – объясняет Чернов.
Эксперты уверены, что такая высокая скидка на часть российской нефти – это временное явление.
«Ранее в отдельные периоды скидка превышала 30 долларов за баррель, но каждый раз в течение нескольких месяцев рынок трансформировался, а дисконт снижался. Просто раньше напряжение создавали только санкции, а теперь к ним добавилась физическая угроза танкерам со стороны Украины и общее снижение цен на нефть на мировом рынке. Однако по мере того как рынок привыкает и адаптируется к новым условиям, размер скидки будет уменьшаться», – считает Игорь Юшков.
Чернов, однако, не ожидает быстрого возвращения к прежним дисконтам.
«Базовый сценарий на 2026 год для меня такой: в первом полугодии дисконт в портах может оставаться двузначным и высоким, условно в районе 15–25 долларов к Brent, поскольку санкционный риск еще будет «переоцениваться» логистикой и банками. Ближе ко второму полугодию 2026 года, при адаптации маршрутов и отсутствии нового давления на перевозку, дисконт может сократиться до 10–15 долларов за баррель. Негативный сценарий, если усилится контроль за флотом и расчетами, может привести к сохранению дисконта около 20–30 долларов дольше. Оптимистичный сценарий, если рынок найдет устойчивые схемы и спрос в Азии будет стабильно высоким, это возврат к 7–12 долларам», – заключает эксперт.