Для начала анекдот на тему.
Разговаривают два друга:
— Был я сегодня в строительном супермаркете.
— Ну, и как там? Давно там не был.
— Как на пасеке.
— В смысле?
— Цены взлетают и кусаются.
В каждом городе-миллионнике есть крупные строительные магазины и супермаркеты. И их не обошла сеть Леруа (ныне Лемана Про). Не исключением стал и Красноярск. Но с их приходом закрылись почти все строительные магазины. А до Леруа в городе не было магазинов такого формата.
Если быть точным, за год до появления Леруа открылся строительный гипермаркет Доммер, но не смог с ними конкурировать. Почему это произошло? Почему наш бизнес оказался не готов к появлению этих французов?
13 лет работаю в области отделочных материалов (представитель одного из российского производителя красок). И работа со строительными магазинами входит в мой рабочий процесс. Так вот, до появления Леруа, были небольшие строительные супермаркеты: Пилон и Армада. И ряд мелких магазинов у дома. В лучшие времена, работал с 30 магазинами в городе.
К настоящему времени все они закрылись. Остались: строительные магазины Дедал (4 магазина), магазин Очаг, по одному супермаркету Пилон и Сатурн. Другие торгуют со складов. Не удивительно, ведь Леруа открыли три гипермаркета и все покупатели перетекли к ним.
Хоть Доммер и расположен через дорогу от Леруа и в нем никогда не было много покупателей, но он не был убыточным (здание было в собственности у владельца). Хотя покупателей там было в разы меньше, чем в Леруа. Ассортимент максимально разведен, отличался. Но клиент шел за ценой и большим ассортиментом к французскому конкуренту.
Владелец Доммера поступил мудро. Закрыл свой гипер, разделил площадь на модули и сдал все аренду тем, кто занимается узким направлением: кафель, обои, освещение, бытовая техника, мебель и т.п. И аренда приносит ему сейчас намного больше, чем торговля строительными и отделочными материалами от своего имени. Армады были закрыты одновременно с открытием первого Леруа. Не стали ждать, пока они начнут работать в минус и приносить убытки.
До сих пор жива сеть магазинов Дедал. Владельцу просто нравится его бизнес. Хотя, основная прибыль компании у него с опта, в работе с крупными строителями.
Крайне мало осталось строительных баз, там тоже были магазинчики со стройматериалами. Хотя, дачи и дома народ строит, что-то покупает. Остались старые игроки рынка, кто торговал со склада в промзонах в пригороде города.
Из этого сегмента строительных магазинов отдельно выделяются магазины Вираж. В них есть все. Любой крепеж, оснастка, инструмент, запчасти к ним и так же отделочные материалы. Там всегда есть покупатель. Очень удобные магазины из-за ассортимента и выкладки товаров на стендах. Хотя, цене нельзя называть низкими. Покупатель ценит ассортимент. Говорят, владелец даже открыл магазин в Москве.
В чем смысл этого повествования и информации о нашем региональном рынке строительных магазинов? В том, что местные предприниматели не смогли подготовиться к приходу таких монстров, как Леруа. Которые «душат» всех своей ценой и своим ассортиментом. Почему у них такие возможности, рассказывал в статье здесь:
Работали с Леруа. Рассказываю, почему там низкие цены и такое качество товаров
Наша компания работала с сетью Леруа и в статье есть информация, почему мы вышли оттуда.
Попытки объединиться и подготовиться к приходу Леруа у местных игроков были. Не буду называть кто, но один предприниматель приглашал для обсуждения стратегии всех, кто был связан тогда с темой продаж строительных и отделочных материалов.
Насколько знаю, ни к чему не пришли и каждый позже выживал как мог. В итоге, большинство закрылись. А Леруа-Планета (один из трех их гипермаркетов) был несколько лет одним из самых лучших по продажам магазинов в Сибири. Говорят, был вторым по продажам после какого-то магазина в С-Петербурге. Успех у французов здесь был ошеломляющий. Они не ожидали, что в Красноярске к ним покупать пойдет весь город. Такого не было в соседнем Новосибирске, хотя, город больше по населению.
Леруа рано утром. Обычно, здесь негде припарковаться
Привлекает цена и ассортимент. И почему-то покупатель закрывал глаза на низкое качество многих товаров в этой сети. Много претензий и рекламаций. Но вот таким оказался местный менталитет покупателей в нашем городе.
Покупатель в Леруа экономит и получает комфорт при покупке (пусть, даже в ущерб качеству). Для него такие магазины удобны и выгодны. Но, вот для бюджета региона это плохо. Закрытие магазинов – повышение безработицы (хоть и временной). В сумме продавцов во всех магазинах работало на порядки больше, чем работает продавцов в Леруа.
Налоги платились в регионе. Леруа же выкачивает деньги из региона. Сейчас, возможно, вывод средст за границу усложнился (как стал называться Лемана Про и по документам им сейчас владеют лица с российским гражданством). Но в любом случае, налоги платятся где-нибудь в Москве и прибыль утекает туда же.
А раньше местный бизнес тратил большую часть денег в регионе. Эта тема с финансами поднималась в статье:
Строительные гипермаркеты — финансовый пылесос в регионах. Объясняю свое мнение
Как обстоят дела на рынке строительных магазинов в вашем городе? Магазинов стало больше или открытие Леруа тоже привело к подобному – напишите в комментариях.