Бурное развитие нейросетей и внедрение возможностей ИИ на всех уровнях образования, от аспирантуры до детского сада, вызвало активные обсуждения среди футурологов. С учетом тенденций, которые рисуют картину будущего, где обучение завершается на несколько лет раньше, а дети становятся взрослыми в 18-19 лет, а многодетные семьи берут ипотеку на дома будущего, теоретики и стратеги говорят об интенсификации образовательного процесса.
Образцовый интенсив
Как и в любом серьезном деле, в начале необходимо прояснить термины. Согласно педагогической теории, интенсификация в образовании – это не всегда сокращение времени на обучение. В некоторых случаях это, наоборот, подразумевает увеличение объема и глубины изучаемого материала в тех же временных рамках или даже с их расширением. Углубленное обучение в российских школах по определенному предмету, факультативные занятия или курсы также относятся к интенсификации. И она уже присутствует в нашей системе.
Кстати, даже с самим понятием «образование» не все так просто; филологи не пришли к единому мнению о значении этого слова. Возможно, это прямой перевод с немецкого, тогда это будет «просвещение». Или от слова «образ» — тогда это некий стандарт, символ идеала, к которому должно стремиться знание. Либо «образование» как конструкт — меры по формированию из разрозненного «нечто» гармоничной и целостной системы знаний.
Таким образом, не совсем ясно, что именно мы собираемся ускорять и как интенсифицировать. Однако обсуждая конкретное преобразование 10-летнего обучения в 11 лет, как недавно рассуждали помощник президента Валерий Мединский и председатель профильной комиссии в ОП Сергей Рыбальченко, речь идет именно об ускорении учебного процесса и сокращении времени на освоение учебных программ. К подобным вариантам можно отнести экстернат и воспитание вундеркиндов.
В популярной теме вундеркиндов и их родителей, которые стремятся обучать детей дома, сдавать ЕГЭ и поступать в вузы в очень юном возрасте, «МК» разбирался совсем недавно. Вспоминая громкий успех и трагическую судьбу таких вундеркиндов, как Ника Турбина, Сережа Резниченко, Савелий Косенко, Сережа Кочкарев, Паша Коноплев, а также непростую судьбу Полины Осетинской и сестер Анжелы и Дианы Князевых.
Кажется, сама история, а также психологи, педагоги, врачи и другие эксперты на вопрос «Можно ли вырастить гения?» хором отвечают – нет, нельзя. И вообще, это не требуется: гении на земле появляются сами. Но эксперименты продолжаются.
— Здесь, справедливости ради, стоит отметить, что есть и положительные примеры очень раннего старта и последующих карьерных успехов среди вундеркиндов, — говорит социальный психолог Валерий Раушинский. – Среди наших классиков, пожалуй, можно упомянуть Александра Грибоедова, который еще в детстве выучил 6 языков и в 11 лет поступил в МГУ. Возможно, его личность и была гениальной, так как Грибоедов также писал музыку, был выдающимся пианистом, переводчиком и философом. Хрестоматийный пример – физик Лев Ландау и менее известный Алексей Абрикосов, который окончил университет в 20 лет и получил Нобелевскую премию за исследования в области сверхпроводимости. Однако есть и те, кто плохо учился в школе. Менделеев был тречником по химии и два года провел в 4 классе гимназии.
В общем, получается, что чем ближе к современности и к капитализму, тем вундеркинды успешнее. Один из первых мировых «чудо-детей», американец Уильям Джеймс Сидис, был почти ровесником XX века. Математический и лингвистический гений, он научился читать в 1,5 года и поступил в Гарвард в подростковом возрасте. Жил как изгой, возможно, у него был аутизм, и он умер, не дожив до 50 лет. Можно отметить, что многодетные семьи не характерны для выросших вундеркиндов, в то время как социофобия, неврозы и затяжные депрессии часто встречаются.
Ким Ун Ён (Йонг), кореец, родился уже ближе к нам, в 1962 году. Он стал специалистом в области лингвистики, математики, физики, а позже архитектуры и урбанистики. Переехал в США, закончил Стэнфорд в 12 лет и имеет уникальный IQ 210. Занимался исследованиями в космической области и теории струн, написал множество книг. Но от него ждали, откровенно говоря, большего. Или Трейси Голдман, она на 10 лет младше Йонга. Она «перепрыгнула» начальную школу и поступила в колледж в 10 лет. Сейчас она доктор биологии, крупный ученый, но не выдающийся.
Также можно вспомнить «мальчика-хирурга» Константина Славина, который в 12 лет поступил в медицинский институт еще в СССР, а затем переехал в США. Сейчас у него там собственная клиника. Сравнивая с сегодняшним днем, Лоран Симмонс в 11 лет получил диплом бакалавра Технологического университета, и этому маленькому голландцу пророчат блестящее будущее. В России же говорят о Тимофее Рогове, которому сейчас 16 лет, и он создал в интернете не просто курсы, а новый формат онлайн-продвижения музыки и новых исполнителей. Это, к слову, одна из главных черт гениальности – создать новое направление, иногда целую область знания, мыслить нестандартно и опережать время.
В итоге, — резюмирует Раушинский, — индивидуальная учебная интенсификация, выраженная в ускорении обучения, например, в школьном экстернате, должна обязательно сопровождаться и дополняться несколькими условиями. Социализацией и общением со сверстниками — это лишь часть занятий индивидуально или в разновозрастной группе. Формирование обычных бытовых навыков также крайне важно, ребенок не должен заниматься только учебой. Необходима поддержка высококвалифицированных педагогов и психологов. При раннем развитии критически важна психологическая устойчивость и способность справляться со стрессом. И трудно переоценить крепкую поддержку в семье от обоих родителей и сиблингов (братьев и сестер). Забота дома не должна «зарабатываться» за какие-либо успехи, а предоставляться просто так.
Учиться или жениться?
Очевидно, что способы «жить быстро, поступать молодыми», хотя и привлекают внимание стратегов в области образования на всех уровнях, от православных бизнесменов до представителей Госдумы, это скорее исключение, чем массовая практика. Все перечисленные вундеркинды с детства демонстрировали выдающиеся достижения и необычные способности, которые удивляли взрослых.
И предположение, что, прекратив учиться раньше, молодые сразу же начнут создавать семьи, вызывает сомнения. Некоторые демографы связывают уровень рождаемости с уровнем образования в обществе, но не с интенсификацией образования.
«Что касается демографии, это в целом неверный подход, что нужно сначала быстрее заканчивать обучение, чтобы создать семью», — говорит демограф Сергей Галиев. Ученый считает, что «стимулирующий эффект» может возникнуть в результате сочетания социально-экономических факторов. Например, «если бы человек, создающий семью в 20 лет, имел бы квоты на образование». «Дети — это (были) рычагом к успешной учебе и карьере», — говорит Галиев, вспоминая советские времена, когда с рождением детей молодая семья продвигалась в очереди на получение квартиры.
Но, кроме того, ускорение программы может стать чрезмерной нагрузкой для не слишком успевающего ученика. Длительность занятий в школе, сама программа, урочная и домашняя нагрузка рассчитываются от среднего уровня. «Уроко-часы» имеют научно обоснованную, основанную на санитарных требованиях интенсивность и продолжительность. Если говорить проще, то все индивидуальное платно, и «личные треки» в школах тоже стоят дорого. Сложно представить индивидуальную программу в обычном переполненном классе на 40 учеников. Поэтому ускорение может произойти только за счет сокращения объема знаний и исключения «ненужных» предметов.
Тем не менее, педагогическая теория разработала и протестировала методы и приемы, которые делают обучение более эффективным. Например, проектная деятельность в классе. В 2017 году в Казахстане десятиклассник Олег Раков так увлекся проектом по робототехнике, что создал новый тип «умного дома», который способен экономить электроэнергию.
Уже существующий в школе уровень цифровизации, а в России он довольно неплох, а наш интернет один из самых быстрых и доступных среди европейских стран, позволяет дополнять и расширять образовательные возможности. Тренажеры, онлайн- и интерактивные платформы, даже не очень любимая дистанционка — это не только хорошее подспорье для учителей. А также поле и питательная среда для «адаптированных маршрутов» по каждой теме или параграфу — их можно применять как к группе учеников, так и к целому классу. Или к поливариантному обучению, основанному на выборе сложности задач для домашнего задания, к примеру. Это еще не индивидуальный образовательный трек, но работающий метод. И разумный подход к ситуации, когда дети, хоть и сидят за соседними партами, но по уровню способностей, усидчивости и ответственности очень разные.
ИИ грядущее готовит
Чат-боты с нами с 2021 года, но заметных, прорывных изменений в образовании с приходом нейросетей не наблюдается. И ведь их предсказывали очень быстро, «в течение года-двух».
Вообще, искусственный интеллект и образование стали благодатной основой для построения футуристических моделей. От учителей-ботов, которые заменят живых учителей, до «потери школы», когда в привычном виде останется только детский сад и начальная школа, а все остальное образование дети будут «добирать дома».
Сегодня школьники с помощью «гопоты» если и получают, так это готовые решения домашних заданий и сочинений, которые «пишутся» за несколько секунд. И, зачастую, содержат такие перлы из жизни Лермонтова или Наташи Ростовой, что старые добрые ошибки из школьных сочинений просто отдыхают. Электронный разум еще несовершенен и часто «галлюцинирует», а школьники все скачанное переносят в тетради.
Тем не менее, «МК» решил задать вопрос нейросети об ускоренном обучении с помощью ИИ. И вот, что получилось.
Искусственный интеллект оказывает значительное воздействие на сферу образования, изменяя традиционные подходы к обучению школьников. Появляются новые инструменты и методы, способствующие повышению эффективности образовательного процесса, но вместе с тем возникают и определенные риски. Рассмотрим плюсы и минусы внедрения нейросетей в школьное обучение.
Нейросети позволяют формировать персонализированные маршруты обучения, адаптируемые под конкретные нужды и скорость продвижения ученика. Такие модели автоматически определяют пробелы в знаниях и предлагают соответствующие упражнения и материалы. Например, платформа адаптивного обучения, которая предлагает индивидуальные планы занятий, основываясь на анализе поведения ученика и динамике его прогресса.
ИИ способен автоматизировать проверку домашних заданий, проведение тестов и подготовку отчетов. (Но на практике этого нет, поскольку машинная проверка предполагает наличие бланков с тестами для домашних заданий, а у нас — тетради – Авт.)
Онлайн-платформы и приложения делают качественное образование доступным даже в удаленных регионах. Нейросети помогают создавать контент на различных языках и адаптировать его под разнообразные аудитории. Например, существуют российские обучающие платформы, использующие элементы ИИ. Недостаток в том, что они платные.
Игры и интерактивные приложения стимулируют интерес к учебе. Нейросеть способна создавать игровые сценарии, которые развивают критическое мышление и исследовательские навыки. (В целом, это тот самый плейтеймент, обучение через игру, о котором много говорили в «нулевых» — Авт.) Особенно «плейтеймент» вместе с ИИ может быть полезен при изучении иностранных языков.
Но, подчеркивая свои преимущества, чат-бот самокритично упомянул и свои недостатки в качестве помощника учителя.
Обучение через цифровые устройства ограничивает живое взаимодействие между детьми и взрослым преподавателем, что может негативно сказаться на формировании необходимых социальных навыков. Исследования показывают, что длительное время перед экраном уменьшает эмпатию и способность воспринимать эмоции окружающих.
Использование нейросетей связано с рисками утечки персональных данных и манипуляциями алгоритмами — это опасно.
Дети, привыкнув к быстрому решению задач с немедленным результатом, могут испытывать разочарование, сталкиваясь с проблемами, которые невозможно решить мгновенно. Такое восприятие может развить нетерпеливость и снизить терпимость к неудачам. Обучение — это длительный и кропотливый процесс, и дети должны это понимать.
И работает по шаблонам, что может препятствовать формированию творческих подходов и уникальных решений у детей. Школьники начинают мыслить стереотипно, повторяя известные схемы и стандарты (в этом уже винят ОГЭ-ЕГЭ, которые лишь наполовину проверяются машинным способом — Авт.)
В итоге, сам ИИ предостерегает от того, чтобы полностью полагаться на него в школе. Мол, важно поддерживать баланс между технологическими преимуществами и традиционными методами воспитания и обучения. Необходимо активное участие взрослых. В образовании в целом, следует уделять больше внимания формированию универсальных человеческих качеств — критического мышления, творческого подхода, этичности и морали. Применение нейросетей может способствовать повышению качества образования, но одновременно ставит перед обществом и школой ряд новых задач и вызовов.