Есть, конечно, люди, которые вообще не умеют говорить нет и, чтобы никого не обидеть, везут на себе груз чужих проблем. Но это, как в поговорке говорится, те самые наши сограждане, на которых все ездят. Как же не позволить сесть себе на шею, но в то же время не испортить отношения при отказе?
Психологи предлагают несколько вариантов. Отклоняя просьбу, проявите тактичность и позаботьтесь о чувствах собеседника. При отказе можно использовать фразы вроде: «Очень хотел бы помочь, но не получается» или «Рад бы помочь, но не в этот раз». Эти слова показывают, что отказ вызван обстоятельствами, а не личной неприязнью. Краткое объяснение, почему — например, занятость или болезнь, — поможет сохранить добрые отношения.
«Я очень ценю, что вы обратились именно ко мне, но придется сказать нет». Так мы сохраняем уважение и снижаем возможные обиды, даже если отказ может разочаровать. «К сожалению, сейчас не выйдет, но я могу помочь вам в будущем». Такой вежливый отказ обязывает: потом все-таки нужно будет помочь или человек в вас разочаруется.
«Я не имею возможности поддержать вас, но, надеюсь, вы найдете выход». Фраза «Жаль, что не могу помочь, но уверен, что вы найдете решение» показывает вашу поддержку и веру в способность собеседника самостоятельно справиться с проблемой. «Я не могу помочь, но подскажу, как можно решить проблему». Если помощь невозможна, предложите советы или варианты: «Я не могу помочь сейчас, но готов порекомендовать кого-то другого» или «Давайте попробуем встретиться позже». Это ваша забота и поддержка.
«Понимаю, как это важно для вас, но, к сожалению, помочь не могу». Фразы вроде «Понимаю, как вам трудно», «Поддержу морально, но не могу быть рядом в этой ситуации» покажут, что вы проявляете сочувствие даже при физической невозможности помочь. «Скорее всего, я не в состоянии, но окончательно сообщу позже». Можно сказать: «Шансов немного, но сообщу, если получится». Так вы сможете сохранить пространство для возможного изменения решения.
Используя такие фразы, вы сможете сделать отказ более вежливым и обоснованным и сохранить уважение собеседника.
Нина Белова.