21 октября 2010 года Московская городская дума утвердила Сергея Собянина на должности мэра Москвы. За прошедшие 15 лет столица России превратилась в один из самых удобных и быстро развивающихся городов мира. Как изменился облик города — в материале «Газеты.Ru».
На руинах «России»
В 2010 году была снесена, или точнее, разобрана гостиница «Россия». В последующие несколько лет территория в 13 гектаров оставалась пустой. Огромный забор с рекламой закрывал вид на ГУМ и Варварку.
В 2012 году на этом пустыре было решено создать парк. Строительство началось через два года, а торжественное открытие состоялось 9 сентября 2017 года. В парке были воссозданы четыре ландшафтные зоны России: тундра, степь, лес и болото. Кроме того, построили концертный зал, парящий мост, открыли магазины и рестораны.


В 2018 году комплекс «Зарядье» был назван «проектом года» по версии ведущего мирового архитектурного издания Archdaily.
Из стихийной парковки в променад
В 1990-х годах из-за реагентов и увеличения потока автомобилей многие деревья, высаженные вдоль Тверской улицы еще в конце 40-х, погибли, часть была вырублена. Тротуары были запружены машинами, а фасады исторических зданий увешаны рекламой.
В 2016 году на Тверской началась масштабная реконструкция. Здесь установили более 90 уличных светильников, восстановленных по архивным чертежам и фотографиям, появились пешеходные переходы, парковочные места и велопарковки.


На смену ларькам пришли рестораны и кафе с летними верандами, а на широких тротуарах установили скамейки. Вместо проезжей части возле Концертного зала им. Чайковского появилось единое пешеходное пространство.
Вторая жизнь вокзала
Долгие годы здание Южного речного вокзала не использовалось по назначению. В 2000-х в нем проходила детская ярмарка, а на территории вокруг исторического здания торговали всем — от подгузников до велосипедов. Со стороны фасада исчезли скульптуры, символизирующие пять морей, и знак «Южный речной порт».
В 2023 году обновленный вокзал вновь открыл двери для жителей и гостей столицы. Для безопасной швартовки судов отремонтировали причальную стенку, дно углубили, на набережной обустроили пять причальных зон с фонарями, скамейками и цветами, установили павильоны для пассажиров.


Спустя более чем 10 лет вокзал снова стал одной из самых крупных остановок регулярного водного маршрута.
Вместо завода — на пляж
Близость Москвы-реки, музей-заповедник «Коломенское», парк «Нагатинская пойма» — Нагатинский район считается одним из самых престижных в Южном административном округе столицы.
Современный облик он начал приобретать с 2015 года. На месте судоремонтного завода, перенесенного в Рыбинск, начали строить современный жилой комплекс.
В районе появилась благоустроенная набережная с лаундж-зонами, собственным пляжем, рыбацкими мостиками, велодорожками, многочисленными кофейнями и пиццериями.


На месте старых гаражей открыли новые станции БКЛ: «Кленовый бульвар» и «Нагатинский Затон». Две разделенные водой части района соединил пешеходный мост-бумеранг. Для жителей ближайших домов он стал не только местом для прогулок, но и способом добраться до метро за 6 минут вместо прежних 20.
Чистые пруды
Вестибюль метро, увешанный рекламой, самодельная веранда, где распивали пиво, тротуары, на которых с трудом могли разойтись два человека, хаотичная парковка, мешающая проезду трамваев — в начале нулевых было сложно поверить, что Чистые пруды станут излюбленным местом для прогулок.


Сегодня площадь перед входом в метро освобождена от ларьков, а тенистые аллеи у прудов снова привлекают пары.
От торговли к модному пространству
Провода, ларьки, многочисленные машины, обветшавшие фасады зданий — к 2015 году столичные власти решили вдохнуть новую жизнь в Кузнецкий мост.
Улицу полностью отдали пешеходам, провода убрали под землю, исторические здания отреставрировали, высадили деревья, установили фонари и скамейки, организовали парковки.


Многочисленные инсталляции, фотозоны и десятки кафе — из центра оптовой торговли с многочисленными складами Кузнецкий мост вновь стал одним из самых популярных мест у москвичей и гостей столицы.
Прощание с котлованом
Почти 20 лет привычным пейзажем у Павелецкого вокзала был котлован, окруженный забором — задуманное еще в 2002 году строительство ТЦ так и не удалось осуществить.
К идее вернулись лишь в 2018 году — у территории появился новый владелец и перспективы. Помимо подземного ТЦ здесь решили создать современное общественное пространство.
Уже в 2021 году площадь изменилась до неузнаваемости. Перед вокзалом появился сухой фонтан, качели, лежаки, амфитеатр.


Потоки людей вместо привычных заборов разделили зелеными зонами. Они также замаскировали коммуникации ТЦ. На втором уровне площади организовали смотровые площадки, откуда открывается вид на город.
Для удобства тех, кто спешит на вокзал, трамвайные пути перенесли ближе к зданию: транспорт стал останавливаться прямо напротив центрального входа.
Гастрономический город
В 1990-х Даниловский рынок стал типичной торговой площадкой — толпы людей, реклама, закрывающая купол, хаотично разбросанные палатки.
Реконструкцию одного из старейших рынков столицы провели в 2015–2017 годах. Даниловский превратился в гастрономический город — теперь здесь не только можно купить фермерские продукты, но и продегустировать кухни разных стран мира. На рынке открылись десятки точек с готовой едой — осетинские пироги, устрицы, узбекский плов, израильская пита.


Дополнительное пространство для гостей удалось организовать благодаря балкону — раньше здесь находился склад, а теперь стоят столики для посетителей.
Обновление ВДНХ
Разрушающиеся павильоны, ларьки, палатки, плохое освещение — в начале нулевых назвать ВДНХ приятным местом для прогулок было сложно.
Масштабные восстановительные работы здесь начались в 2014 году. Территорию очистили от бесконечного самостроя, памятники и фонтаны отреставрировали, огромное пространство связали многочисленные дорожки.


Сегодня здесь функционирует более 20 музеев, проходят фестивали и деловые мероприятия, а зимой на площадке заливают каток, признанный самым большим в России.
Новая жизнь Парка Горького
В 90-е территорию Парка Горького заполонили рестораны и аттракционы. С 2000-х под аркой Главного входа установили турникеты, и вход стал платным. Старинные беседки, мосты и фонтаны разрушались.
Масштабная реконструкция началась в 2011 году. Были снесены устаревшие карусели, киоски и рекламные щиты, восстановлены исторические здания и очищены заросшие пруды.


В парке появились велодорожки, спортивные площадки, открыли современные арт-пространства. В состав Парка Горького включили Нескучный сад, Воробьевы горы и Музеон. Общая площадь превысила 200 гектаров.
Из «пром» в «арт»
Промзона завода имени И.А. Лихачева занимала большую часть территории Даниловского района Москвы. В 2010 году производство было закрыто, а территория пришла в запустение.
В 2012 году эту землю решили использовать по программе реновации промзон. На месте завода начали строить арт-квартал — «ЗИЛАРТ».


Все дома здесь различаются — застройщики стремились создать уникальный проект, отказавшись от однотипных высоток. Облагороженная набережная, зеленые зоны, разделение территории на приватную и общественную, велодорожки, соединяющие район с торговым центром и метро — за несколько лет пустующая промзона превратилась в современный и благоустроенный квартал.