Историй полон особняк

Историй полон особняк

На улице Фрунзе в центре Краснодара (до 1920 года — Екатеринодар) привлекает внимание старинный особняк с затейливым картушем-медальоном на главном фасаде. Построен архитектором Александром Козловым в 1913 году.

Историй полон особняк

 

Сейчас под его крышей расположены историко-краеведческий музей, художественная галерея и театр. Создали позитивное и гармоничное арт-пространство супруги Елена и Владимир Коняхины. Она — в прошлом судья Краснодарского арбитражного краевого суда, он — доцент юридического факультета Краснодарского университета. Удивлены? Вот и в городе идея известных юристов поначалу вызывала немало кривотолков.

— Елена Ивановна, с чего вдруг арбитражный судья замыслила заняться архитектурной реставрацией?

— Я люблю путешествовать. В любом городе, где бываю, прежде всего обращаю внимание на старый центр. Это то, что связывает нас с прошлым и должно быть передано следующим поколениям, чтобы сохранялась связь времен, память о предках.

В Краснодаре безвозвратно утрачено множество памятников, достойных включения в единый реестр объектов культурного наследия, насчитывающий сегодня 150 тысяч наименований. Плачевна судьба ансамбля, оставленного известным купцом-меценатом Марком Лихацким: его особняка, первых в Екатеринодаре бань и театра «Северный», на месте которого ныне отель. Невозможно спокойно смотреть на разрушающийся сейчас прекрасный Мавританский дом с двумя башнями на улице Пушкина. Двухэтажный особняк, дом архитектора Косякина (№13 по улице Кондратенко, бывшей Короткой) из-за судебных тяжб не раз переходил из рук в руки. Есть надежда, что скоро начнется реставрация.

Много объектов необходимо восстановить. Я часто задумываюсь о том, как все это сделать.

— Начали вы с «Особняка». Почему?

— В 2007 году мы купили квартиру в жилом здании с утраченным фасадом. Квартира предназначалась для мастерской и небольшой галереи для нашей с супругом родственницы — художницы Ольги Тропициной. Позже мы приобрели соседнюю комнату для увеличения площади. Со временем, узнав, что здание — это ценный памятник культурного наследия, мы решили, что это будет хорошим вложением, поэтому стали вкладывать силы в его реконструкцию. Мы тогда с супругом работали, была такая возможность. В итоге на основе художественной галереи и музейного пространства решили создать салон-музей «Особняк», перевели здание в нежилой фонд.

Нам изначально было понятно, что здесь не будет никогда ресторана или бара. Я мечтала создать музей, а в идеале — музей-театр. Меня очень интересовала история и жизнь начала XX века, когда Екатеринодар слыл культурной столицей Юга России. Тогда по числу музыкальных инструментов можно было узнать количество детей в семье. Сейчас, кстати, наша экспозиция инструментов иллюстрирует этот факт.

— Реставрация — это большие хлопоты?

— Каждый шаг реставратора и строителя должен быть согласован с Комитетом по охране исторических объектов. Был необходим лицензированный подрядчик, потому что только у него есть право заниматься реставрацией объектов культурного наследия. Требовалось большое количество заключений экспертов и согласований. К тому же столкнулись с нарушением строителями договорных обязательств.

Музей в этих стенах открыт в 2017-м. Первые два года совершенно бесплатно проводились экскурсии о культуре и быте горожан, чтобы каждый мог прикоснуться к истории старого Екатеринодара. Через год появилась галерея, чуть позже — музыкальная гостиная.

— Имя первого владельца удалось узнать?

— Нет. Когда искали фамилию заказчика — первого хозяина дома, обнаружили книгу Виталия Бардадыма «Зодчие Екатеринодара». Из нее узнали об авторе проекта этого особняка — архитекторе Александре Козлове. Однако владельца установить не удалось: с 1913 года нумерация домовладений несколько раз менялась, дважды происходило уплотнение: после 1918 года, а также в 1945-м, когда с фронта возвращались солдаты. После Великой Отечественной Краснодар попал в перечень самых разрушенных городов России.

— Какие предметы вам особенно дороги?

— Мне дороги все вещи. Как говорят коллекционеры, каждая из них — с провенансом. Это значит — с историей. Вот веер. Мы предполагаем, почти уверены в том, что именно его легендарная балерина Матильда Кшесинская после концерта в 1915 году подарила устроительнице концерта Софье Бабыч. В «Особняке» мы напоминаем, что она возглавляла Екатеринодарское отделение Императорского Русского музыкального общества. Неоценима ее роль в создании имиджа Екатеринодара как культурной столицы Юга России.

Благодаря единомышленникам и моим добрым друзьям в музее появилась уникальная вышивка 1837 года в технике petit point («маленькая точка»). Выполняется полукрестиками на тоненькой сеточке, стежки ложатся красиво и ровно, с плавными переходами цветов, делая изображение детализированным и естественным. Взгляните! Красиво и необычно, трудоемко и великолепно.

— Наша беседа убеждает: театр-музей для вас больше, чем просто хобби.

— 30 лет я посвятила юрис­пруденции и многого достигла, если говорить о карьере. Однако именно музей-театр — дело всей моей жизни. В «Особняке» сбылась мечта о создании позитивного и гармоничного пространства, которое привлекает творческих людей, готовых делиться своим талантом.

Андрей Князев,

Игорь Репкин

Источник: mirnov.ru

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях