Ирена Желвакова, создавшая музей Александра Герцена, отмечает весомый юбилей

Как только вы переступаете порог этого романтичного деревянного особняка, границы времени и пространства начинают стираться — в духе великого гуманиста, русского Прометея: от приарбатского Сивцева Вражка до космических масштабов, условности тают, и на первый план выходит символическая преемственность эпох.

Ирена Желвакова, создавшая музей Александра Герцена, отмечает весомый юбилей

В 1976 году по инициативе потомков Герцена и под руководством образованной, начитанной, всезнающей выпускницы историко-архивного института Ирены Желваковой, с поддержкой Ираклия Андроникова, Булата Окуджавы, Лидии Либединской, Евгения Евтушенко, Григория Поженяна, Василия Аксенова, Натана Эйдельмана была основана уникальная, единственная в мире выставка, посвященная трагической судьбе исполина свободомыслия, защитника угнетенных, который преданно служил России, несмотря на все козни судьбы.

Благодаря самоотверженной работе Ирены Александровны наследие нашего выдающегося соотечественника продолжает жить и приумножаться, присутствие Александра Ивановича ощущается в каждой крупице, каждой ворсинке, каждой частичке его родного гнезда: архивные фонды расширяются, под пером Ирены Александровны выходят исследования об авторе «Былого и дум» (одна из книг, изданных в серии ЖЗЛ, удостоена Герценовской премии), о его соратниках и современниках (недавняя изящная работа посвящена знатоку искусств, другу Тургенева и Белинского, Василию Петровичу Боткину), Ирена Александровна постоянно в поиске: находит уникальные реликвии-артефакты… В камерном зале, где нашлось место роялю, она проводит традиционные встречи с писателями, музыкантами, актерами и режиссерами. Ее скромный кабинет расположился на чердаке, под крышей, он буквально вознесен, а не приземлен…

Слушать рассказы Ирены Александровны — о ее друзьях, об опосредованном (из Парижа) участии Андрея Синявского и Марии Розановой в пополнении музейных запасников, о праправнуке Герцена Франклине Ристе, адвокате и дарителе раритетов, о частной переписке Герцена и банкира Ротшильда, который спас капиталы матери Герцена от секвестра, на которые покушался Николай Первый, но остался ни с чем, об увлеченных странствиях самой Ирены Желваковой по аукционам и блошиным рынкам ради вверенной ей сокровищницы — это сплошное наслаждение. А в минуты наивысшего вдохновения она артистично рассказывает забавную притчу о Булате Окуджаве, «перекинувшем через забор» музейного оазиса в редакцию находившегося в соседнем здании детского журнала «Колобок», сказку «Прелестные приключения», где персонажи ведут невинные, но с подвохом разговоры: «Что делаешь?» — «Что хочу, то и делаю». — «Нельзя хотеть, что сама хочешь, а надо хотеть, что все хотят».

Я много раз дружески советовал Ирине Желваковой не стесняться, идти в ногу с современными веяниями и обычаями, по-хозяйски (и по примеру практично мыслящей передовой части общества) взять под свое крыло милый, хотя и непримечательный, герценовский домик, приватизировать или арендовать его на 99 лет (за беспорочную службу моральное право позволяет), снести старомосковские стены и построить просторный кирпично-бетонный бизнес-центр с подземной парковкой, а самой устроиться в уютном парадизе не на чердаке, а, как и положено управляющей, с комфортом, кондиционером и осознанием исполненного долга, как это делают прочие достойные форейторы неостановимого прогресса, беззаботно занявшие (и бесславно исчезнувшие) находящееся неподалеку от герценовских пенатов убежище поклонницы-спонсорши Петра Ильича Чайковского госпожи фон Мекк, где вполне можно было бы разместить, скажем, выставку русского меценатства, но деловые люди предпочли создать банкетные залы и личные картинные галереи (без доступа для посторонних посетителей к коллекциям), вот и Герцен бы потеснился, следуя за бесправной фон Мекк, ему бы отвели запыленную каморку-кладовку, с него довольно, пусть радуется, что не сбросили с корабля современности в утиль, но Ирена Александровна, вопреки моим заманчивым предложениям, бережно сохраняет колыбель провозвестника демократических перемен, отдает дань уважения нетленной памяти глашатая свободы. Недавно она открыла выставку, посвященную 200-летию восстания декабристов…

Замечательно, когда к классическому литературному и историческому наследию и размышлениям о нем относятся с пиететом, заново осмысливают, творчески очищают от наслоений времени и актуализируют, приближают и адаптируют к современным реалиям (какое, дорогие, тысячелетье на дворе?)…

Коллектив «МК» желает Ирине Александровне Желваковой активного долголетия и новых свершений во имя отечественной культуры.

Источник: www.mk.ru

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях