Один из самых богатых людей мира — учредитель и владелец информационного агентства Bloomberg Майкл Блумберг написал статью, в которой призвал отказаться от цифровизации образования. По его сведениям, за последние два десятилетия американские школы потратили миллиарды долларов на цифровизацию классов в надежде подготовить детей к «цифровому будущему».
Знакомая практика для российского образования? Правда, у нас, в самой богатой стране мира, до миллиардов долларов на среднее образование пока далеко, но суммы растут, и множат свои рекламные речи поклонники «цифры». «В результате учащиеся еще больше отстают в овладении навыками, которые им наиболее необходимы для карьерного роста», — сообщает американский медиамагнат.
Блумберг отмечает, что только 28% восьмиклассников понимают математику, а 30% понимают прочитанное. Среди выпускников результаты столь же удручающие, надежда на цифровизацию не оправдалась. По его наблюдениям, она была затеяна производителями компьютеров, которые не только хорошо зарабатывали на продаже всяких гаджетов детям и подросткам, но и подсаживали их на компьютерные игры и всякий иной цифровой контент. А это, в свою очередь, уничтожает настоящее образование, поскольку человек отучается думать и решать проблемы.
«Исследования показали, что такие проверенные временем методы обучения, как чтение и запись в тетради, превосходят подходы, основанные на использовании экрана, — констатирует Блумберг. — Время, которое можно было бы потратить на чтение, рисование, воображение или игры с одноклассниками, развивая таким образом важнейшие социальные навыки, теперь тратится впустую перед экраном. Детство становится все более изолированным, что коррелирует с ростом тревожности и депрессии». Необходимо резко сократить использование компьютеров в образовании, которые вредят больше, чем помогают, считает магнат.
В целом гаджеты замедляют развитие детей, свидетельствуют данные исследования, проведенного Детским исследовательским институтом Мердока в Австралии. О той же беде предупреждают и российские эксперты.
Зумеры, то есть родившиеся с середины 1990-х до начала 2010-х, умеют делать сразу несколько дел, но у них очень слабая память, они сильно привязаны к гаджетам и не могут оперировать большими объемами информации, заявил декан экономического факультета МГУ Александр Аузан. Их «память вынесена во внешние приборы, и в итоге они теряют свойство воображения, потому что воспитаны не на книгах, а на видео».
Короче, быстро множится число авторитетных свидетельств о вреде «цифры» для развития детей и подростков. А чиновники не замечают этой опасности или не хотят замечать ради соучастия в механизмах обогащения цифровых структур.
Лаврентий Павлов.