Недавнее решение Минприроды об ограничении ввоза в Россию бытовой техники с использованием фреона и его разновидностей вызвало слухи о предстоящем большом подорожании холодильников и кондиционеров, а также их возможном дефиците. Насколько критической может оказаться ситуация с этим видом бытовой техники, могут ли холодильники снова, как полвека назад, стать символом достатка и получится ли отремонтировать «Розенлев, финский, хороший» — выяснял «МК».
Решение Минприроды, опубликованное еще в начале октября, регламентирует ввоз в Россию техники, работающей на определенном типе хладагентов. На фреоновые холодильники (таких на рынке около 50%, подсчитал ряд экспертов) и кондиционеры (а этих и вовсе около 90%) импортерам нужно будет получать дополнительное разрешение экологического ведомства. Обоснование — традиционное: фреон способствует разрушению озонового слоя, и Россия — одно из государств, обязавшихся бороться за снижение его использования.
– Для потребителя нет особенной разницы, на чем работает холодильник или кондиционер, — поясняет Филипп Добрый, московский мастер по ремонту бытовой техники. – При этом замена хладагента на другой в уже произведенном агрегате невозможна: у каждого хладагента свои физические параметры. Как минимум заправлять фреоновые холодильники и кондиционеры другими хладагентами производители категорически не рекомендуют. Да никто, если честно, и не пробует: проблем с фреоном для заполнения систем, слава богу, нет.
Нововведения Минприроды не должны радикально сократить ассортимент холодильников, доступных к покупке в России, полагает мастер. «Магазинам все равно нужно разнообразие, поэтому отказываться от фреоновых моделей они не будут, — говорит он. — К тому же отечественные модели в большинстве своем работают именно на «запрещенных» хладагентах. Так что выбор будет».
Кстати, в нынешних условиях имеет смысл приобретать именно фреоновые, модели, полагает собеседник «МК». По его словам, в случае необходимости ремонта «классика» будет намного дешевле, а запчасти к ней доступнее. Благо большая часть парка холодильников в России еще долго будет работать на «неэкологичном» хладагенте.
— Минимальную цену полноформатных холодильников, однокамерных, с механическим управлением, в 2025 году вижу примерно в 30 тысяч рублей, сейчас такие стоят от 25 тысяч, — отметил мастер по ремонту. – Поэтому ремонтировать старую технику становится более осмысленным делом, чем раньше.
Почти в любом случае стоит возрождать к жизни холодильники европейских и японских марок 90-х — 2000-х годов выпуска, а также более ранние экземпляры, советует Филипп Добрый. Для них до сих пор доступны основные запчасти, исключая редкие — например, дисплеи для топовых моделей и пластиковые элементы декора. Бюджетные модели 2000-х — 2010-х годов, в зависимости от неисправности и производителя, может быть выгодно ремонтировать, а может быть, и нет смысла.
Что же касается советского наследия, то холодильники «ЗиЛ», «Ока», «Юрюзань» и тому подобные — агрегаты весьма надежные и ремонтопригодные. Для некоторых (например, для харизматичных «ЗиЛ-Москва») продаются и новодельные уплотнители. Единственный крупный недостаток продукции родом из СССР — большой расход электроэнергии: он, по словам мастера, втрое-вчетверо выше, чем у современной техники.