Глава Минфина Антон Силуанов заявил, что в бюджете следующего года нужно сократить запланированные расходы на 10%.
Имеются в виду так называемые незащищенные расходы, исключая те, что подлежат непременному исполнению обязательств государства.
Общественности российской давно хочется знать, как правительство и парламент составляют планы расходов и доходов федерального бюджета на следующий год. От какой печки пляшут? В бюджете у нас деньги, заработанные гражданами и переданные властям в виде налогов, поэтому люди имеют полное право на эту информацию. В соответствии с неким абстрактным общественным договором, на котором — де-факто — держится любая власть.
Почему на социалку надо потратить именно столько — не больше и не меньше? Почему на индексацию пенсий выделено так мало? Кто и как определяет, сколько бесплатных услуг можно оплатить (!) через «бесплатную» ОМС? По каким критериям это утверждается, на что ориентируется Минфин?
Хитрость затеи, обозначенной Силуановым, в том, что на законодательном уровне нет разделения расходных статей бюджета на защищенные и незащищенные. Обычно под первыми понимаются соцобязательства: пенсии, пособия, здравоохранение, образование, выплата процентов по госдолгу. Расходы по этим разделам составляют 12,9 трлн рублей. Незащищенные расходы могут находиться в таких разделах, как общегосударственные вопросы (2 трлн рублей на 2024 год), национальная экономика (3,5 трлн рублей), охрана окружающей среды (318 млрд рублей) и т. д. В целом они, по оценке ЦМАКП, составляют 7,5-8 трлн рублей. Предложение ведомствам урезать свои траты на 10% высвободит из расходов в общей сложности 750-800 млрд рублей на какие-либо другие нужды. Однако поскольку защищенные и незащищенные статьи законом не зафиксированы, у Минфина и правительства возникает соблазн и свобода брать эти деньги откуда угодно и перебрасывать куда угодно.
Минфин сейчас обосновывает необходимость «фронтального сокращения» трат растущим разрывом между расходами и доходами. Дескать, поступления в казну сократились, а расходы как минимум не уменьшаются. Эксперты, однако, отметили, что в прогнозах Минфина много напутано и не учитывается ряд позитивных для бюджета факторов. В частности, падение курса рубля.
Недавно Счетная палата РФ сообщила, что в 2022 году в государственную казну поступили непонятные платежи на общую сумму в размере 17,3 млрд рублей. Как бы случайно обнаружились. Не ясно даже, какими источниками были сделаны эти платежи и как они связаны с бюджетом. А речь-то идет о государственных финансах! Факт этот способен сильно подорвать доверие к цифрам расходов-доходов, которые озвучивает Минфин.
Алексей Воробьев.