Горожан пересаживают на маршрутки

Горожан пересаживают на маршрутки

Общественный транспорт в регионах постоянно вызывает недовольство среди граждан: он курсирует с большой периодичностью, наблюдается нехватка автобусов и троллейбусов, а от 40 до 85% (по разным оценкам) автопарка в городах устарело и нуждается в замене.

На протяжении последних пяти лет федеральные власти оказывали поддержку регионам в приобретении необходимого. С 2020 года страна получила свыше 16 тысяч новых автобусов, троллейбусов, трамваев и электробусов. Это больше, чем за все годы постсоветского периода вместе взятые.

Российские производители строили амбициозные планы. «КамАЗ» увеличивал объемы производства автобусов, «СИМАЗ» в Ульяновске ввел в эксплуатацию новые линии, в Нефтекамске расширили сборку автобусов «Лотос». В Хабаровске «Волгабус» возводил новый завод, рассчитывая на растущий интерес. Даже белорусский МАЗ собирался удвоить свои поставки в Россию.

Уфимский трамвайно-троллейбусный завод готовился к строительству новых цехов для производства современных вагонов «Горожанин».

Однако уже в 2025 году продажи новых автобусов сократились на 57%. Рынок электротранспорта упал на треть. Вместо обещанных 1149 трамваев и троллейбусов российские города получат не более 400 единиц техники.

В Российской академии транспорта не скрывают: муниципалитетам придется приобретать более дешевый транспорт — автобусы малого и среднего класса. Проще говоря, эра газелей и пазиков снова возвращается.

Парадокс заключается в том, что сэкономить при покупке микроавтобусов не удастся. Скорее наоборот. При пассажиропотоке до 1100 человек в час троллейбус обеспечивает 15% экономии по сравнению с автобусом, трамвай — 40%.

Трамвай служит 30 лет и может перевезти до 100 пассажиров одновременно. «Газель» вмещает максимум 12 человек и функционирует без проблем всего несколько лет. И водителей потребуется значительно больше. Таким образом, решение проблемы с помощью закупки микроавтобусов не сработает. Увеличение доли трамваев могло бы сэкономить бюджету десятки миллиардов рублей каждый год, считают эксперты рынка.

Ожидания относительно китайских микроавтобусов являются иллюзорными. Увеличение утильсбора, проблемы с сервисом и нехватка запчастей делают их менее привлекательными для перевозчиков.

Недавно принятый закон о локализации такси создает дополнительные трудности. Услуги персональных перевозок становятся дороже, спрос существует, но предложение сокращается. Цены на новые легковые автомобили продолжают расти, что делает личный транспорт недоступным для многих россиян.

Если горожане снова массово перейдут на маршрутки, это не приведет к хорошим последствиям. Статистика происшествий с участием маршруток постоянно ужасает. За первое полугодие 2025 года в ДТП с микроавтобусами погибли 847 человек, пострадали 3214. В то время как с участием трамваев и троллейбусов за тот же период погибло 23 человека.

А как насчет экологического ущерба? Один дизельный автобус выбрасывает такое же количество вредных веществ, как десяток легковых автомобилей. Троллейбус и трамвай — совершенно чистые виды транспорта.

Согласно данным Росстата, в наших городах не хватает примерно 18 тысяч единиц общественного транспорта. После сокращения госпрограммы обновления транспорта дефицит вырастет до 30 тысяч. Городские жители будут расплачиваться за краткосрочную экономию своим здоровьем: переполненные маршрутки, пробки, загрязненный воздух…

Яна Полянская.

Источник: mirnov.ru

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях