Неутихающие споры по поводу конфедеративных памятников, которые за последние пару лет были убраны более чем из десятка общественных мест по всем США, являются возрождением исторической традиции, возникшей с тех самых пор, как люди начали возводить эти самые памятники: символический снос и реконтекстуализация артефактов прошлого, которые больше не актуальны или не являются желанными.
В недалёком прошлом по всему миру были снесены памятники бывшим лидерам разных стран: Альфредо Стресснеру, Иосифу Сталину, Владимиру Ленину, Муаммару Каддафи, Чану Кайши, Сапармурату Атаевичу Ниязову, Хафезу аль-Асаду, Хосни Мубараку, Энверу Ходже, Саддаму Хусейну и прочим. Одни из этих памятников были символически – даже ритуально – уничтожены, другие – куда-либо перенесены.
Иногда памятники собирают в определённом месте, где они покоятся в неловкой тишине, будучи историческими хранилищами различных эпох. Взять, к примеру, «Сад Генералиссимусов» в Циху (Тайвань), где хранятся десятки памятников Чану Кайши. Эти памятники являются лишь малой частью тех, которые были когда-то воздвигнуты по всему острову. Они представляют собой спорное наследие покойного лидера Китайской Республики (не путать с современной материковой Китайской Народной Республикой).
В 1993 году в Будапеште (Венгрия) был построен подобный «храм» для памятников из коммунистического прошлого страны. Парк «Мементо», который находится примерно в 20 минутах к югу от центра города, содержит 40 памятников той поры, когда Венгрия была государством-сателлитом Советского Союза. Здесь хранятся сапоги Иосифа Сталина; это единственное, что осталось от восьмиметрового памятника.
В Литве есть Грутский парк, который содержит ряд подобных коммунистических артефактов. В московском Музеоне можно найти бюсты и памятники Ленину и Сталину, помимо прочих.
Харлан Кроу, инвестор в недвижимость из Далласа, собрал коллекцию более чем из десятка памятников авторитарным лидерам (большая их часть была импортирована из Европы), включая югославского диктатора Иосипа Броза Тито и Вальтера Ульбрихта, восточногерманского лидера, который курировал строительство Берлинской стены. В своём интервью для The New York Times (2003 год) Кроу заявил, что он решил коллекционировать монументы после просмотра видео о том, как на территории, которая сейчас является Республикой Зимбабве, сносили памятники британскому колониальному лидеру Сесилю Родсу. «Это образ, который не покидает меня на протяжении многих лет, – сказал он. – Я подумал, что если я не спасу памятники прошлого, то часть истории будет утрачена».
В действительности, сегодня большинство людей согласны с точкой зрения Кроу и выступают против сноса конфедеративных памятников. Буквально недавно власти штатов, где уничтожались конфедеративные памятники, согласились перенести их на частные территории, кладбища или в хранилища.
«Очень важно хранить такие вещи и использовать их в качестве символов нашей памяти», – говорит Мэтью Логан, исполнительный директор Исторического общества округа Монтгомери в штате Мэриленд. По его словам, преподавание истории «должно происходить в стенах музеев, а не в общественных местах, чтобы было понятно, что вы смотрите на историческую реликвию, а не символ текущих ценностей».
(Общество Логана решило взять под свою опеку памятник солдату Конфедерации, который стоял в общественном месте в Роквилле, штат Мэриленд, до того, как он был передан в частную собственность в июле этого года).
Власти других штатов приходили к аналогичным выводам: в Новом Орлеане четыре памятника были отправлены в хранилище, пока им подыскивают «постоянное место жительства». В Гейнсвилле (штат Флорида) конфедеративный памятник переместили на частное кладбище. Памятник президенту Джефферсону Дэвису был перенесён из общественного места на территорию кампуса Техасского университета.
Эти памятники, следует отметить, не были уничтожены. Их судьба будет пересмотрена. Они останутся бессмертными, но уже с учётом нового времени