Формула успеха отечественной химии. Как в России готовят квалифицированные кадры на опережение?

Формула успеха отечественной химии. Как в России готовят квалифицированные кадры на опережение?Химия занимает важное место в экономическом росте, способствуя развитию практически всех секторов промышленности и агропромышленного комплекса. В связи с этим в России стартовал национальный проект «Новые материалы и химия», цель которого заключается в увеличении объемов отечественного производства и достижении независимости от импорта. Одним из основных направлений проекта стало создание комплексной системы подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов в сотрудничестве с ведущими университетами и лидирующими предприятиями отрасли.

Химия как двигатель прогресса

«Изучение химии имеет двоякую цель: одна — усовершенствование естественных наук, другая — умножение жизненных благ», — сказал великий российский ученый Михаил Ломоносов. С тех пор значение химии продолжает расти, и, инвестируя в химическое образование и исследования, наша страна делает вклад в свое развитие, улучшение благосостояния и качества жизни.

На данный момент уже созданы 23 производственные химические цепочки, которые к 2030 году позволят России разработать более 700 новых продуктов и запустить более 130 новых химических производств. Такие амбициозные задачи поставил национальный проект «Новые материалы и химия».

Химия присутствует везде, она не просто отрасль, а целая основа современной жизни. Сегодня практически все, — от игрушек до космических кораблей — связано с работой химиков.

Например, в строительной отрасли продукция химической промышленности необходима для производства бетона и других строительных смесей. Полимеры, такие как пенопласт или пенополистирол, широко используются в качестве утеплителей для стен, фундаментов и крыш. Из ПВХ (поливинилхлорида) изготавливают оконные профили, напольные покрытия, трубы и лакокрасочные материалы. Стекло, изоляция для электрических кабелей, разнообразная фурнитура — все это изделия, которые невозможно получить без химической промышленности, и таких примеров можно привести множество.

Современный автомобиль — это сложная система, в которой значительную роль играют продукты химической промышленности. Они обеспечивают прочность кузова, комфорт в салоне и работу двигателя.

Медицина сегодня также немыслима без химии, на основе продукции которой производятся лекарства, дезинфицирующие средства, диагностические реагенты.

Полимерные материалы применяются для изготовления стерильных перчаток, шприцев, катетеров, систем для переливания крови, шовных материалов и биосовместимых имплантатов.

Однако технологии продолжают развиваться, появляются новые материалы, такие как биоразлагаемые полимеры или «умные» покрытия, растет спрос на экологически безопасные решения и композитные материалы. Для обеспечения развития отечественной промышленности необходима качественно новая система подготовки кадров в области химии.

Национальный проект «Новые материалы и химия» — это не просто программа государства, а стратегия развития, касающаяся каждого. От успеха ее реализации зависит, сможет ли Россия занять позицию технологического лидера. И ключевое значение здесь имеют люди, специалисты, от уровня квалификации которых зависит выполнение поставленных нацпроектом целей. Поэтому качественное обучение специалистов-химиков и систематическое повышение их квалификации стало одной из основных инициатив нацпроекта.

Кадровый потенциал

В настоящее время в химической отрасли России трудится более 650 тыс. человек — это сопоставимо с населением таких крупных городов, как Иркутск или Хабаровск. Отрасль охватывает множество различных профессий и специальностей.

Инженеры-химики занимаются разработкой, проектированием, оптимизацией и масштабированием технологий и процессов. Иными словами, они создают методы производства различных продуктов. Технологи контролируют производственные процессы и качество продукции, они нужны на каждом промышленном предприятии.

Отдельное значительное направление — нефтехимия, с собственной специализацией. Биохимики исследуют структуру и функции клеток, белков, углеводов и других биомолекул, изучают их взаимодействие и влияние на организм человека.

Заработок химика зависит от специальности, стажа и региона.

В 2024 году самый высокий уровень средней зарплаты в отрасли, согласно данным РИА «Новости», был зафиксирован в Татарстане — 109 тыс. рублей, Пермском крае — 95 тыс. рублей, Новгородской области — 91 тыс. рублей и Волгоградской области — 81 тыс. рублей.

Учитывая заданные нацпроектом ориентиры по развитию отрасли, ей потребуется все больше специалистов. Для обеспечения этого роста необходимо более 30 тысяч человек с высшим образованием и десятки тысяч человек со средним профессиональным, отметил Фархад Рагимов, директор Центра опережающей подготовки и переподготовки квалифицированных кадров по направлению новых материалов и химии (ЦОПП).

Профессионалы нового поколения

Важно разработать механизмы постоянной актуализации образовательных программ, а также активно использовать практики наставничества, которые зарекомендовали себя на производстве. Еще одной важнейшей задачей является популяризация химии среди школьников для привлечения талантливой молодежи в профессию.

В России в настоящее время более 300 учебных заведений (вузы, колледжи и т.д.), где можно получить образование для работы в химической отрасли. Нацпроект «Новые материалы и химия» должен способствовать качественному обновлению системы профильной подготовки.

Ключевая роль в решении этой задачи отведена Центру опережающей подготовки и переподготовки квалифицированных кадров по направлению новых материалов и химии. Основная функция ЦОПП — объединять усилия ведущих университетов страны и промышленных предприятий для создания современной системы подготовки и переподготовки кадров. Более того, ЦОПП выполняет методическую и экспертную функцию: помогает образовательным организациям актуализировать учебные программы в соответствии с потребностями предприятий, внедрять практико-ориентированные форматы обучения, развивать наставничество и стажировки на производстве. Для работодателей ЦОПП — это площадка для взаимодействия с вузами и другими участниками образовательного процесса, где можно формировать запросы на нужные компетенции, участвовать в подготовке программ и в оценке качества подготовки специалистов.

Так, эксперты ЦОПП разработали рекомендации по актуализации образовательных программ высшего образования по направлению новых материалов и химии, составленные с учетом потребностей предприятий отрасли — подготовка будущих специалистов должна стать более практикоориентированной, предоставляя возможности для получения дополнительных квалификаций и применения современных форм обучения.

«Согласно методическим рекомендациям Центра, вузы по запросу работодателей смогут вводить в программу новые дисциплины, включая освоение рабочих профессий, а также увеличивать количество часов практики на предприятиях — например, выполняя 40% или более лабораторных работ непосредственно на производственных площадках», — рассказал Рагимов.

Еще одной ключевой задачей ЦОПП является повышение квалификации преподавателей вузов, которые готовят специалистов в области новых материалов и химии.

Как сообщил Рагимов, уже разработаны 14 программ дополнительного профессионального образования для преподавателей университетов, акцентирующие внимание на практической подготовке и стажировках на реальных химических производствах.

В 2025 году запланировано провести повышение квалификации около 400 преподавателей вузов, внедрить 30 актуализированных программ высшего образования в вузах-партнерах и 10 сетевых (совместных) программ.

Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ) стал оператором ЦОПП, который координирует его взаимодействие с ведомствами, научными организациями, образовательными учреждениями и предприятиями. Кроме того, ТГУ является одним из главных участников разработки Стратегии развития химической отрасли в Российской Федерации.

«Мы надеемся получить целое поколение высококвалифицированных специалистов и управленцев нового типа — людей, готовых работать с современными технологиями, способных к научно-техническому творчеству и непрерывному профессиональному росту», — поделился Рагимов.

Обучение высшего качества

Ведущие вузы России, готовящие кадры для химической промышленности, активно участвуют в работе ЦОПП. В составе Экспертно-методического совета ЦОППа (орган управления Центра) помимо ТГУ входят Московский государственный университет, Дальневосточный федеральный университет, Нижегородский государственный университет, Университет науки и технологий МИСИС, Корпоративный университет СИБУРА, Российский химико-технологический университет, Санкт-Петербургский государственный технологический институт, Казанский национальный исследовательский технологический университет.

В МГУ им. М.В. Ломоносова, как известно, преподаванию химии уделяется особое внимание с момента основания в середине XVIII века. На данный момент на химическом факультете обучается около 1400 студентов. Факультет объединяет 18 кафедр и более 90 лабораторий. Студенты имеют возможность заниматься наукой с первого курса, работая с ведущими учеными. По инициативе химиков МГУ в России был учрежден профессиональный праздник работников химической и нефтехимической отрасли — День химика.

В Сибири старейший химический факультет находится в Томске — в ТГУ. Он был основан в 1932 году. В структуре факультета 6 кафедр, обучение проходит более 500 студентов. В том числе открыта совместная программа обучения с Северо-Китайским технологическим университетом по направлению «Химия» на английском языке. С 2023 года в ТГУ в рамках проекта «Элитное химическое образование» студенты 1-3 курса целенаправленно готовятся к исследовательской и проектной деятельности. В 2023 году стартовала новая магистерская программа «Цифровая химия», включающая кластер подготовки специалистов для «Газпром нефти».

Также на факультете реализуется программа обучения по рабочим профессиям и должностям служащих «Лаборант химического анализа», отметил Алексей Князев, и.о. декана химического факультета ТГУ. По его словам, более 78% студентов ТГУ проходят практику на реальном производстве, а почти 80% выпускников находят работу по специальности. Выпускники химфака ТГУ строят карьеру в ведущих российских предприятиях, в частности, востребованы такими компаниями, как СИБУР, РОСТЕХ, «Фармасинтез».

Недавно был объявлен конкурс на получение грантов для создания центров инженерных разработок по нацпроекту «Новые материалы и химия». Общий объем финансирования составит более 500 миллионов рублей. На конкурс поступило более 20 заявок от ведущих российских университетов и научных организаций.

Для бизнеса, работающего в химической промышленности, также были разработаны программы, с помощью которых предприятия могут развивать свои исследовательские и инжиниринговые центры. Например, программы платформы по развитию корпоративных инноваций GenerationS (на базе Российской венчурной компании, входит в группу РФПИ). Компании из химической отрасли могут получить консультационную и инвестиционную поддержку на развитие своей лаборатории, им помогут внедрить разработки на площадках крупных промышленных компаний в пилотном режиме, а в дальнейшем привлекать инвестиции в проекты на постоянной основе и развивать продукцию под требования корпоративного заказчика.

В Нижнекамске открылся центр развития инженерно-технической экспертизы «СИБУРИНТЕХ-НК», выступающий ключевым образовательным учреждением для школьников и студентов профильных вузов и техникумов.

Кроме того, на его базе будут реализованы программы повышения квалификации и подготовки сотрудников предприятий СИБУРа и других компаний отрасли.

Центр рассчитан на обучение и переподготовку 15 тыс. человек в год. Образовательное пространство стало важной частью нового кампуса Нижнекамского химико-технологического института (НХТИ). Учебный центр включает 42 оснащенные современным оборудованием аудитории на территории НХТИ, 5 уличных полигонов на территории «Нижнекамскнефтехима», 47 стендов и тренажеров. Причем 96% оборудования произведено в России и дружественных странах.

Эстафета поколений

Будущее российской химии закладывается сегодня в школах, откуда должны выходить специалисты, способные продвигать отрасль вперед. Интерес к профессии возникает через увлечение наукой, первые эксперименты и осознание того, как химия изменяет окружающий мир. И нацпроект должен помочь создать эффективные механизмы профориентации школьников.

Например, в нижнекамском центре «СИБУРИНТЕХ-НК» запланированы ежегодные занятия для 1,5 тыс. школьников. Они включают мастер-классы, экскурсии на производства и занятия на тренажерах, таких как ректификационная колонна.

ТГУ за счет гранта нацпроекта «Новые материалы и химия» реализует программу модернизации системы подготовки химиков с мероприятиями активной профориентации и вовлечения в научно-образовательный процесс школ, учреждений среднего профессионального образования (СПО), отраслевых партнеров и университетов. Задача программы — выявление и сопровождение одаренных детей, повышение их мотивации к изучению химических дисциплин, помощь в подготовке к поступлению в вузы.

Кроме того, в Томской области будут организованы курсы повышения квалификации для учителей химии в школах и СПО.

Большую роль в подготовке кадров играют отраслевые союзы, в том числе крупнейшее объединение — Российский Союз химиков (РСХ).

«ЦОПП совместно с Российским Союзом химиков активно работает над формированием карьерных треков — нужно показать будущим химикам, как они могут себя реализовать в химической отрасли — как ученые, предприниматели или квалифицированные специалисты, — рассказала Алина Рыбина, советник президента РСХ. — Активно развиваются тематические сайты, соцсети, выпускаются видеоролики о профессиях и историях успеха специалистов, создаются интерактивные профориентационные платформы. Безусловно, важно, что предприятия химического комплекса включаются и в совместную работу по продвижению профессий: проводят стажировки, открывают учебно-производственные классы и поддерживают образовательные инициативы».

Все эти инструменты помогают сделать химию более доступной и привлекательной для школьников, студентов и молодых специалистов, формируя устойчивый кадровый потенциал для отрасли в рамках реализации национального проекта.

Подготовка кадров для химической промышленности — это сложная система, и при поддержке нацпроекта «Новые материалы и химия» она становится эффективнее, а сама отрасль — более конкурентоспособной.

Источник: www.gazeta.ru

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях