92% россиян сталкивались с фейками, а чаще всего разоблачения публикуют федеральные интернет-СМИ.
С каждым годом возрастает объем информации в медиа, что приводит к увеличению количества фейков. В то же время растет уровень медиаграмотности среди населения. Медиахолдинг Rambler&Co провел опрос среди интернет-пользователей о том, как часто они сталкиваются с вымышленными новостями и удаётся ли им их распознавать, а также сравнил результаты с аналогичным исследованием 2023 года.
Большинство респондентов из России (92%) признались, что сталкивались с фейками в различных источниках, и лишь 8% сообщили, что не заметили их. В 2023 году цифры были практически одинаковыми – 93% против 7%.
По мнению участников опроса, наибольшее количество ложной информации наблюдается в социальных сетях (37%) и мессенджерах (24%). Каждый пятый (20%) сталкивался с фейками в федеральных онлайн-СМИ, а 13% – на телевидении. На долю нишевых интернет-ресурсов пришло всего 6%. Для сравнения: два года назад соцсети называли чаще (44%), в то время как мессенджеры упоминались реже (20%).
Тематика «поддельных» новостей остается неизменной: политика все еще занимает первое место – 50% (против 55% в 2023). Еще 12% фейков связаны с экономикой и столько же – с известными личностями. 17% отметили сообщения о жизни города или района, в то время как шоу-бизнес и здоровье оказались менее распространенными темами для манипуляций – по 5% и 4% соответственно.
При этом 81% респондентов заявили, что не попались на удочку фейков и смогли их своевременно распознать. Лишь 6% признались, что поверили ложным публикациям, а 13% столкнулись с недостоверной информацией, но позже увидели опровержение.
Разоблачения россияне все чаще замечают в крупных источниках. В 2025 году 41% указали на федеральные интернет-СМИ, тогда как в 2023 этот показатель составлял 32%. Значительно уменьшилось число тех, кто видел опровержения в соцсетях – 10% (против 27% два года назад). В 2025 году по 17% указали на мессенджеры и телевидение, 12% – на локальные медиа.
Федеральные интернет-издания сегодня значительно опережают другие источники информации – 41% (против 26% в 2023 году). На втором месте находятся мессенджеры – 20%, за ними следует телевидение – 17%. Соцсети выбрали 10%, а локальные онлайн-СМИ – 12%.
Интересно, что 39% респондентов считают себя защищенными от фейков благодаря привычке обращаться только к проверенным источникам. Еще четверть (25%) утверждают, что независимо от обстоятельств легко распознают недостоверные материалы, в то время как 21% полагают, что фейки могут проходить мимо них незамеченными. Еще 15% просто избегают эмоциональных публикаций, где чаще всего встречается ложь.
Главные признаки фейка, по мнению опрошенных: отсутствие ссылок на источники (52%) и односторонняя подача (31%). Еще 13% ориентируются на чрезмерно эмоциональный тон, а 4% – на странный слог текста.
Опрос проводился на ресурсах медиахолдинга Rambler&Co с 21 по 28 августа 2025 года, охват составил 156 045 интернет-пользователей.