На встрече в Копенгагене лидеры государств ЕС поручили Еврокомиссии (ЕК) рассмотреть правовые и налоговые последствия идеи конфискации замороженных российских активов. Суть данной меры давно известна – использовать средства РФ, ранее размещенные в банках ЕС, для предоставления кредита Украине на сумму €140 млрд. Однако её реализация наталкивается на детали, которые представляются непреодолимыми препятствиями. По крайней мере, на сегодняшний день.
Как сообщает Financial Times, маловероятно, что ЕК представит официальный юридический отчет на следующем евросаммите в конце октября в Брюсселе. Это потребует значительной подготовительной работы. По данным Reuters, ЕК утверждает, что нашла «юридически обоснованный способ» для реализации механизма, позволяющего Киеву воспользоваться средствами в данный момент, а погашение произойдет за счет «будущих репараций» России.
Агентство также напоминает о непреклонной позиции Бельгии: её премьер Барт Де Вевер выступил против изъятия российских средств, указав на чрезмерный риск для своей страны. Он требует гарантий в виде оплаты судебных издержек и возврата денег, если суды примут решение в пользу Москвы. Напомним, большая часть замороженных в Европе суверенных активов РФ – около €200 млрд – блокирована на площадке Euroclear в Бельгии. Сам депозитарий неоднократно заявлял о неприемлемости экспроприации, предостерегая, что это может привести к симметричному ответу со стороны России – в отношении европейских или бельгийских активов в других регионах мира в судебном порядке. Кстати, поручителей, гарантирующих возврат денег Бельгии, пока не видно.
Позицию Москвы вновь озвучил спикер Кремля Дмитрий Песков: «Это всё похоже на банду. Кто-то сидит на шухере, кто-то грабит, а кто-то, как Бельгия, кричит: «Ребята, давайте не связываться». По-нашему это так выглядит». По его словам, в Европе должны осознавать, что действия по конфискации активов не останутся без ответа.
Замороженные на Западе золотовалютные резервы ЦБ оказались там в свое время вполне обычным для финансового мира способом. В основном это средства, вложенные в ценные бумаги других стран. То есть, речь идет о стандартной практике диверсификации финансового портфеля, начатой еще в начале 90-х при распаде СССР и переходе РФ на рыночную экономику. ЦБ не только хранил резервы в иностранных банках, он размещал их под проценты. Также не следует забывать о требованиях МВФ и ВТО, касающихся обеспечения при торговле и получении кредитов. Регуляторы (не только Банк России), оформляя кредиты под условные 2-3%, в качестве залога и гарантии выполнения кредитных обязательств оставляют часть золотовалютного резерва.
Однако то, что до февраля 2022 года выглядело как обычная практика, после стало для России огромными финансовыми потерями, а для Европы – постоянным искушением. Но, несмотря на желание европейских «недругов», просто так забрать принадлежащие российскому государству средства они не решаются на протяжении всех этих трех с половиной лет.
— Опасения бельгийского премьера совершенно не безосновательны: Euroclear располагается на территории Бельгии, и в этом депозитарии находятся активы не только ЦБ РФ, но и ряда других центральных банков, а также частных инвесторов, — объясняет в беседе с «МК» ведущий эксперт Центра политических технологий, экономист Никита Масленников. – Следовательно, если что-то произойдет с российскими средствами, инвесторы со всего мира могут воспринять это как сигнал к выводу своих капиталов, что приведет к цепной реакции на финансовых рынках Европы.
— Каково распределение сил по этому вопросу среди европейских лидеров?
— Примечательно, что позицию Барта Де Вевера фактически поддержал президент Франции Макрон, предупредивший об «опасном прецеденте» для всего ЕС. Даже такой «ястреб», как канцлер Германии Мерц, высказался в том духе, что было бы разумно скорректировать, смягчить первоначальный план еврокомиссара Урсулы фон дер Ляйен по конфискации активов. Кстати, все они говорили на повышенных тонах.
Полное недоумение по поводу происходящего выразила председатель Европейского центрального банка Кристин Лагард. По её словам, сомнительно предлагать механизм, не получив предварительно заключения ЕЦБ. Такие инициативы требуют письменного обращения в совет директоров европейского регулятора с подробным изложением мотивов и всех прочих аспектов. Ничего из этого сделано не было. А дальше, замечу, возникают чисто юридические и технические вопросы: каким образом планируется предоставить Украине эти €140 млрд, не совершив сам акт конфискации? В СМИ были утечки, что это будет сделано под залог активов. Но для этого нет никаких международных правовых оснований. Если же будут выпускаться бескупонные облигации от имени Евросоюза, это потребует единогласного одобрения всех стран-членов альянса.
— Могут ли пересмотреть сам формат голосования и принятия решений? Вроде бы в ЕС, учитывая позицию Венгрии и Словакии, хотят перейти к практике квалифицированного большинства (когда для одобрения хватит голосов двух третей собравшихся)?
— Рассмотрение этого вопроса пока отложено. Но я хочу обратить внимание на следующий момент, который совершенно четко осознали господа еврочиновники и представители финансовых кругов ЕС. Несколько дней назад был издан указ президента Путина об ускоренной – в течение 10 суток — продаже активов из государственной собственности через российский оборонный банк. Причем о каких конкретно активах идет речь, непонятно. Может, о госдолге в каких-то государственных корпорациях? Но зачем тогда понадобился ускоренный режим?
По некоторым утечкам, европейцы сильно встревожились, восприняв это событие отчасти на свой счет. Ведь если вдруг произойдет конфискация золотовалютных резервов ЦБ, у Москвы будет и право, и техническая возможность национализировать находящиеся в РФ европейские активы на сопоставимую сумму, после чего – начать продавать их своим инвесторам. Так что беспокойство возникает не только у премьера Бельгии.