Европейская энергетика чувствует себя, мягко говоря, неуютно в преддверии наступающей зимы. Цены на топливо растут, запасы сырья снижаются. Неудивительно, что все больше немецких политиков требуют реанимировать разрушенные два года назад вследствие диверсий российские трубопроводы «Северный поток». Они обеспечивали ранее и наверняка точно так же надежно обеспечивали бы и впредь европейских, и в первую очередь, немецких потребителей дешевым газом. И хотя восстановление этих топливных маршрутов вполне возможно, повторному запуску газовых линий рискует помешать резкое ухудшение геополитических отношений между Москвой и Западом.
На этот раз с требованием к правительству ФРГ отремонтировать и ввести в эксплуатацию выведенные из строя осенью 2022 года две нитки трубопровода «Северный поток — 1» и одну нитку параллельной линии «Северный поток — 2» выступила лидер немецкой партии BSW Сара Вагенкнехт. По ее словам, следующее правительство Германии должно всерьез рассмотреть вопрос о ремонте газовых магистралей, подчеркнув, что подрыв трубопроводов оказался серьезным экономическим ударом для страны, а также «террористическим актом как против инфраструктуры непосредственно ФРГ, так и всей Европы».
К этому мнению сразу же присоединился сопредседатель партии «Альтернативы для Германии» Тино Крупалла, потребовавший создать комиссию по расследованию инцидента с разрушением российских экспортных маршрутов уже не только в рамках Европейского парламента, но и Организации Объединенных Наций.
Свой вклад в обсуждение вопроса внесла и экс-канцлер ФРГ Ангела Меркель, отметившая, что по-прежнему считает правильным решение строить «Северные потоки», поскольку последующее затем поступательное прекращение поставок газа из России нанесло вред европейской экономике и стало причиной рекордного роста цен на «голубое топливо». «Важной задачей для нас остается получение дешевого газа для немецкой промышленности, которого нашей стране сейчас не хватает», — отметила она.
Действительно, подрывы российских газопроводов, которые, по информации источников немецкой газеты Der Spiegel в сентябре 2022 года осуществила группа украинских водолазов, стали причиной множества финансовых потерь европейских компаний и рядовых жителей континента, а отголоски этих диверсий все они продолжают ощущаться на континенте и по сей день. В частности, немецкие холдинги Wintershall и Е.ON Ruhrgas, а также французский, голландский и австрийский энергогиганты Engie, Gasunie и OMV, вложившие в создание подводных перекачивающих веток несколько десятков миллиардов евро и рассчитывающих в дальнейшем получать прибыль от продажи российского сырья в Европе, лишились возможности вернуть свои инвестиции. «Главное, без североморских трубопроводных каналов, связующих потребителей с российскими ресурсными базами, страны Старого Света утратили шанс стать газораспределительным хабом, посредством которого можно было бы реализовывать крупные партии углеводородов внутри Евросоюза, а может быть и других регионов планеты», — считает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
В общем, совсем не удивительно, что в настоящее время европейцы все чаще начинают задуматься о преимуществах «Северных потоков» и искренне жалеют о том, что современный высокотехнологичный проект продолжает лежать мертвым грузом на дне Балтийского моря. Между тем, запасы газа, накопленные в подземных хранилищах континента, тают на глазах. Еще недавно они превышали 95% от совокупных резервных мощностей. Всего лишь за десять дней после начала отопительного сезона этот показатель уже опустился ниже 90%. В свою очередь биржевые цены на газ в Европе обновили очередной годовой рекорд, достигнув почти $540 за тысячу кубометров. В целом, по оценке Bloomberg, топливные цены в 2024 году успели вырасти на 45%.
Из-за наступления холодов в Европе резко вырос спрос на углеводороды для отопления. Ситуация усугубляется тем, что слабое движение воздуха в районе ветровых электростанций не позволяет использовать в полную силу этот источник энергии для генерации электричества. Учитывая, что в середине октября котировки «голубого топлива» едва дотягивали до $400, на фоне подобного ускорения уже к Новому году стоимость сырья способна вырасти еще как минимум на 15-20%. В результате в связи с быстро снижающимися запасами в хранилищах и ускорением ценовой динамики Европе угрожает новый газовый кризис, предупреждают эксперты Bloomberg.
В сложившейся ситуации требования ремонта и задействования «Северных потоков» в обеспечении участников ЕС энергоресурсами становятся более чем актуальными. Однако можно ли дать вторую жизнь российским трубопроводным маршрутам, прекращение эксплуатации которых всего два года назад Запад считал чуть ли не манной небесной?
Судя по заявлениям российских официальных лиц, наша страна согласна забыть о прошлых обидах и предоставить европейцам свои транспортные мощности и топливные объемы, но только в случае проведения международного расследования совершенных на газопроводах диверсий, к которому необходимо допустить Россию. Как ранее говорил вице-премьер Александр Новак, «мы готовы возобновить поставки газа по «Северному потоку — 2» (имеется в виду уцелевшая после взрывов вторая ветка трубопровода. – «МК»), если будет желание наших партнеров».
С технологической точки зрения и при обеспечении соответствующими ресурсами, отечественным специалистам, подтвердившим свою квалификацию в создании не одной подводной и сухопутной газотранспортной линии, вполне по силам восстановить разрушенные отрезки газопроводов и пустить по ним требуемые Европе объемы топлива. Причем процесс ремонтных работ, по мнению экспертов, отнимет не так много времени — от двух до трех месяцев. Правда, сначала необходимо будет подождать не менее полугода до конца весны, когда на Балтийском море закончится зимний период сильных ветров и неспокойной погодой обстановки.
В то же время, с финансированием восстановления разрушенных отрезков наверняка возникнут сложности. В марте этого года оператор проекта Nord Stream AG подсчитал, что ремонт «Северного потока — 1» обойдется в 1,2-1,35 евро млрд. Диверсии на этом маршруте затронули две нитки трубопровода. Подрыв на «Северном потоке — 2» вывел из строя только одну линию. Исходя из такой оценки, можно рассчитывать, что полноценное восстановление обоих маршрутов выльется в общую сумму в 1,8-2 млрд евро.
«В ближайшие годы «Газпром» будет сконцентрирован на строительстве экономически выгодных маршрутов в восточном направлении, поэтому самостоятельно расходовать дополнительные средства на «Северные потоки» монополии окажется накладно, — полагает директор по коммуникациям BitRiver, экономист Андрей Лобода. — В то же время, сомнительно, что европейские компании, которые несколько лет назад успешно сотрудничали с Россией в деле разработки и строительства балтийских газотранспортных магистралей, вновь согласятся профинансировать этот проект». Как показывает практика, жизнедеятельности «Северных потоков» угрожают внешние факторы — попросту говоря, террористические атаки, совершение которых нельзя исключать в любой момент, продолжает эксперт. Он напоминает, что стоимость организации взрывов на «Северных потоках», как сообщала Der Spiegel, составила всего $300 тыс. Очевидно, что при таких затратах провести новую диверсию нашим недоброжелателям окажется гораздо проще, чем заинтересованным странам и структурам восстанавливать ветки.
Различные неожиданные обещания внешних инвесторов вложить свои деньги в реанимацию североморских газовых каналов, по словам аналитика, не стоит воспринимать всерьез. К примеру, заявление американского бизнесмена Стивена Линча, который по данным The Wall Street Journal, собирается приобрести «Северный поток — 2», является лишь саморекламой и лишний раз свидетельствует о пренебрежительном отношении заокеанского истеблишмента к масштабным энергетическим проектам нашей страны.
«Если предположить, что деньги все-таки получится привлечь, то можно сказать, что восстановление балтийских трубопроводных линий или запуск в строй хотя бы одной уцелевшей ветки «Северного потока — 2» стало бы взаимовыгодным решением и важным шагом в возобновлении отношений России и Европы в энергетической сфере», — полагает Алексей Гривач. По его словам, для немецкой промышленности, да и для экономики остальных участников Евросоюза увеличение поставок газа из России было бы сродни глотку свежего воздуха. Однако пока над любыми коммерческими преимуществами превалируют политические факторы, констатирует эксперт, называть возможные сроки реализации подобных проектов бессмысленно. «Должно произойти радикальное изменение геополитического фона, чтобы вопрос стал решаемым», — делает вывод Гривач.