Жители Раменского района уверены: аэропорт в Жуковском построили не в то время и не в том месте.
ВКОНЕЦ ОБНАГЛЕЛИ
Экстренная посадка пассажирского самолета в Раменском районе Подмосковья случилась 15 августа в шесть утра. Самолет вылетел с аэродрома Жуковский и направлялся в Симферополь. Авария произошла из-за попадания большого количества чаек в двигатель.
В результате жесткой посадки на брюхо около 70 человек из 233 оказались в больнице. Правда, почти всех тут же отпустили.
За год в двигатели самолетов во всем мире попадают тысячи птиц, чаще всего это остается незамеченным.
«Одинокую птицу двигатель просто проглотит, — комментирует заслуженный летчик-испытатель России генерал-майор Магомед Толбоев. — Стая птиц — вот что страшно. В последние годы в районе Жуковского расплодилось очень много чаек, они даже ворон оттуда выгнали».
Вороны, к слову, угрозы для самолетов не представляют, так как летают в одиночку. Кроме того, ворона — птица осторожная, чего не скажешь о чайках.
«Произошла какая-то мутация, — предполагает Толбоев. — Птицы обычно боятся самолетов и стараются покинуть место взлета и посадки. О чайках возле Жуковского этого не скажешь, они, что называется, вконец обнаглели».
Летчик напоминает: Жуковский — это национальный центр авиастроения, летают здесь с 1941 года, и подобных происшествий никогда не было!
После ЧП посыпались обвинения в адрес властей Подмосковья: якобы возле аэродрома функционирует мусорный полигон, на котором и обосновались птицы. Министр экологии и природопользования Подмосковья Дмитрий Куракин ответил на это, что полигон законсервирован и «укрыт грунтами», никаких чаек там нет, да и расстояние от него до места падения самолета немаленькое — целых 14 километров. Так откуда же взялись чайки?
«ИМ ПЛЕВАТЬ, ЧТО САМОЛЕТЫ БУДУТ ПАДАТЬ»
Ферма Марины Злотниковой находится как раз в деревне Рыбаки Раменского района.
«Самолет упал от моего дома в двух километрах, — рассказывает Марина. — Хорошо, что на поле растет кукуруза, получилась своеобразная подушка. Если бы самолет садился прямо на землю, пострадавших было бы намного больше».
По словам Марины Злотниковой, никакого мусорного полигона поблизости нет, а вот несанкционированные свалки — на каждом шагу. Но дело не только в них.
«Аэропорт построен черт знает в каком месте, — ругается Марина. — Самолеты идут на взлет и заходят на посадку над Москвой-рекой, а тут, над рекой, всегда летают чайки! С нулевых годов у нас здесь песчаные карьеры. На площади 200 гектаров намыли песок, теперь на месте карьеров возникли искусственные озера, там бесконечные туманы и тоже чайки».
И не только чайки — летают над рекой и озерами всякие перелетные птицы, гуси и утки.
«Сейчас, в сентябре, начнется миграция птиц, гуси и утки полетят толпами, — продолжает Марина. — Они думали об этом, когда аэропорт строили? И это все замалчивают. Кому-то надо было деньги отмыть, и им глубоко наплевать, что нам на голову самолеты будут падать».
В советские времена на аэродроме в Жуковском летали и садились транспортные и спецсамолеты, здесь же проходили испытания.
Но такого количества летательной техники до строительства пассажирского аэропорта тут никогда не было, рассказывают местные жители. Да и их, местных жителей, было тогда в разы меньше.
«Застройку не разрешали выше пяти этажей, — объясняет Марина. — Теперь настроили 25-этажные дома и прямо около них построили аэропорт. Как там взлетают и садятся самолеты, я не знаю. Одну взлетную полосу, говорят, из-за высотных домов пришлось вообще закрыть».
Да и частный сектор, которого в советские годы было тут, что называется, кот наплакал, теперь занял буквально все. А где частные дома, там помойки, ведь до цивилизованного сбора мусора у нас в стране еще очень далеко. Захочешь выкинуть мусор — и контейнера не найдешь. Вот и приходится избавляться от мусора местным жителям кто во что горазд — кто в лес, кто в поле.
«И вот летают они у меня над головой, крыльями машут, я даже номера вижу. И беспилотники секретные летают, я их тоже вижу, любой шпион их может из окна сфотографировать и послать фото в ЦРУ. А сколько они выбрасывают керосина на наши поля и нам на голову! Как они загрязняют экологию! Аэродром Домодедово в 15 километрах отсюда. Ну и скажите мне, какая необходимость была здесь строить пассажирский аэродром? У нас тут все местные жители говорят: этот инцидент только начало, Бог спас, только вот в следующий раз таких пилотов-ювелиров не найдется!» — переживает Марина.
НЕ БЫЛО НИКАКИХ МУТАЦИЙ
Научный сотрудник МГУ им. Ломоносова орнитолог Алексей Леонов уверяет: никаких мутаций птиц в Подмосковье не было! Да и прогнать птицу с насиженных мест для современной техники дело не такое уж и сложное.
«Тысячи аэропортов в мире функционируют около воды, например у моря. Чтобы отгонять птицу, при аэропортах существуют орнитологические службы. Почему в Жуковском орнитологи этим не занимаются, я не знаю», — удивляется Алексей Леонов.
Впрочем, дело не только в птицах, еще на стадии проектирования пассажирский аэропорт в Жуковском вызывал очень много вопросов.
«Не совсем понятна логистика этого проекта, — комментирует юрист, правозащитник Алексей Самохвалов. — С начала кризиса 2014 года пассажиропоток в России постоянно сокращается, остальные пассажирские аэропорты Москвы вполне справляются и не испытывают чрезмерной нагрузки».
Строительство новых транспортных узлов всегда связано с финансовыми расходами со стороны бюджетов всех уровней — к новым аэропортам нужно строить новые дороги, чтобы возить пассажиров. Да и местным жителям, которые теперь вынуждены жить «под крылом самолета», от гудения двигателей радости мало.
«С точки зрения транспортной доступности это не вполне удобный аэропорт. Железнодорожного экспресса нет, пассажиры вынуждены ехать полчаса от метро «Выхино» до станции Отдых, а там пересаживаться на автобус. Раменский район — один из самых густонаселенных, строить аэропорт в местах такой плотной застройки, возможно, было стратегической ошибкой», — считает Алексей Самохвалов.
ПОДВИГ, О КОТОРОМ ЗАБЫЛИ…
Вторым роддомом для пассажиров и членов экипажа стало кукурузное поле неподалеку от аэропорта Жуковский в Раменском районе Московской области. Западные СМИ так и окрестили эту несостоявшуюся катастрофу — чудо в Раменском.
Он тоже был в такой же ситуации
Юрий Николаевич Белкин — заслуженный летчик гражданской авиации, специалист экстра-класса и в прошлом личный пилот генерального конструктора советской космической техники Сергея Павловича Королева в течение нескольких лет.
Ему когда-то тоже удалось выжить, когда у его самолета с 68 пассажирами на борту отказали двигатели. Это случилось 22 июня 1961 года, и он находился за штурвалом пассажирского Ил-18.
Тогда после возгорания двигателя было принято решение на свой страх и риск садиться на «живот». Посадка прошла удачно, только не на кукурузном, а на овсяном поле. Никто не пострадал. Позднее весь экипаж был приглашен в Кремль, принят генсеком Л.И. Брежневым и награжден высокими правительственными наградами.
Сегодня Юрий Николаевич делится с читателями «Мира новостей» своим мнением о случившемся в Раменском районе, и он имеет на это право.
— Юрий Николаевич, ваш анализ произошедшего ЧП в Раменском районе с лайнером А321 с профессиональной точки зрения?
— Сразу скажу, что я был приятно удивлен действиями экипажа, а экипаж-то совсем молодой. Между тем ситуация была крайне сложная — самолет заправлен под завязку и это при двух неработающих двигателях. Ребята просто молодцы, они приняли единственно правильное решение не выпускать шасси и садиться на брюхо. И это в условиях жесточайшего цейтнота.
— Вы согласны с версией, что во всем виноваты чайки, попавшие в двигатели, что и привело к аварийной ситуации?
— Да так и было, причем диспетчеры предупреждали пилотов о такой опасности, но причину едва не случившейся трагедии нужно искать на земле. Когда я был летчиком на аэродроме Внуково, уже тогда применялось оборудование, имитирующее крики хищных птиц, что, естественно, распугивало нежелательных пернатых над взлетной полосой. Видимо, в Жуковском ничего подобного не было, а если прибавить к этому наличие залежей мусора вблизи аэродрома, то вина наземных служб становится очевидной. И не предупреждать пилотов о стаях чаек надо было, а обеспечивать их полное отсутствие в небе над Жуковским.
— Какова была, по вашему мнению, вероятность благополучного исхода такой посадки?
— Она была близкой к нулю. Но ребята продемонстрировали высший класс, просто высший класс. Главное, что крылья и фюзеляж оставались целыми. Кстати, посадка без выпущенных шасси — это нарушение рекомендаций Airbus. Получается, что в критических моментах инструкциями пренебрегать можно, если ты настоящий профессионал.