Российский этнограф Святослав Каверин вернулся в Россию спустя 52 дня после его задержания в Афганистане. На протяжении всего этого времени он не имел возможности связаться с родными: талибы* не позволяли ему звонить, утверждая, что его вскоре освободят. В российском посольстве освобождение ученого охарактеризовали как результат кропотливой работы. Сам Каверин сообщил, что его подозревали в шпионаже, однако улик не было найдено, и суд снял все обвинения. Подробности — в материале «Газеты.Ru».
Этнограф Святослав Каверин вернулся в Россию после задержания в Кундузе в Афганистане в июле 2025 года. Об этом сам Каверин сообщил в своем Telegram-канале.
«После 52 суток полного оффлайна я пока ничего не знаю. Жду в аэропорту Шереметьево», — написал он.
Как сообщила ранее газета «Известия», Каверин был освобожден и 8 сентября вылетел из Кабула в Москву. Посольство России в Афганистане заявило РИА Новости, что освобождение этнографа стало результатом кропотливой работы, осуществляемой диппредставительством с момента его задержания.
24 августа мать ученого, Татьяна Каверина, написала письмо главе республики Татарстан Рустаму Минниханову с просьбой помочь вызволить ее сына из афганской тюрьмы. 1 сентября Baza также опубликовала письма российских ученых, которые призвали МИД РФ выяснить местонахождение Каверина.
На каком основании был задержан Святослав Каверин?
О своем задержании в Кундузе сотрудник Центра палеоэтнологических исследований и Института востоковедения РАН Святослав Каверин сообщил в Telegram-канале 19 июля. В публикации он уточнил, что причиной стало якобы контрабанда украшений.
«Сейчас везут в Кабул, в риёсат разведки. Надеюсь, что там дело ограничится допросом и оформлением документов на украшения. Смартфон получаю изредка», — сказал этнограф. С того момента он больше не выходил на связь.
«Осторожно, новости» со ссылкой на соратников Каверина писал, что он вез сувениры для себя, друзей и подписчиков.
При этом Baza, ссылаясь на Российский деловой центр в Афганистане, отмечала, что причина задержания ученого касалась «проблемы компетенции его сопровождающих». Это означает, что представителям «Талибана» (движение внесено в список террористических организаций) могли показаться подозрительными граждане, которые находились с Кавериным.
После освобождения сам Каверин рассказал, что его задержали, когда он находился в гостях у выпускника российского университета:
«Я к нему заехал, мы пообедали и поехали… На въезде в город начальник местной службы безопасности остановил нашу машину и сказал: «Мы вас на пять минут задержим». Затем выхватывает у меня телефон: «Поехали, будем тебя обыскивать». Нашли у меня чайники советские с афганской чеканкой, украшения, камни драгоценные и недрагоценные — у меня по мелочам было что-то разное. Говорят: «Ты контрабандист».
Наутро пришел начальник и говорит: «Мы тебя в Кабул повезем». Потому что ко мне были нарекания, что я политические вопросы задавал сельским жителям».
Отвечая на вопрос о причинах задержания, ученый отметил, что, возможно, задержавший его сотрудник просто хотел проявить активность. Он охарактеризовал инцидент как произвол и глупость.
«При этом он украл у меня часть вещей. Когда все из сумки у меня высыпали и перебирали, драгоценные камни, например, не были внесены в опись. Он это знал, когда меня привез в Кабул. Уже там эти камни исчезли. Исчезли пауэрбанк, жесткий диск путешественника Андрея Манчева. К счастью, сохранились мои диски с фотографиями из поездки. Из телефона у меня часть фото удалили зачем-то. Но я, к счастью, все скопировал», — добавил Каверин.
По словам этнографа, его подозревали в шпионаже, однако доказательства так и не были представлены. Он сообщил, что из него «пытались что-то выбить, но выбивать нечего было». Ему угрожали, а также наносили удары, но не сильно и осторожно, «чтобы не было синяков».
«По шпионажу улик не было, из меня пытались что-то выбить, но выбивать нечего. Поняли, что надо дело закрывать, но бюрократическая система работает очень медленно. На тридцатый день мое следствие закончилось, на тридцать девятый был суд… Суд признал меня невиновным», — объяснил он.
Ученый отметил, что власти Афганистана по итогам расследования не наложили на него никаких ограничений, и он может спокойно снова посетить страну.
Пел песни и занимался гимнастикой
Этнограф сообщил, что за время своего пребывания под стражей в Кабуле он находился в трех местах.
«В первой конторе я сидел один, но там было три одиночных камеры… Камера не была закрыта, я спокойно проходил в туалет в любое время. Это было максимально комфортно. Во-второй, 4 на 4 метра, я тоже был один, в последние дни ко мне подселяли еще нескольких людей, мы с ними хорошо общались. Я там нагулял 130 км за две недели. Я там, как советский физкультурник-затейник, с другими соседями устраивал гимнастику, отжимания, приседания, чтобы не скучать. Когда есть задача что-то выполнить, сердце радуется. Русское слово из трех букв во всех комнатах написал. Каждый раз, как смотрел, становилось весело. Правда, это очень ободряет. Потом, детские песни советских композиторов пел: «От улыбки станет всем светлее», «В лесу родилась елочка», «Спят усталые игрушки», песни группы «Кино». Сам себе пел…», — рассказал Каверин.
В третьей камере, которая находилась уже в СИЗО, по словам ученого, находилось от одного до пяти человек, но иногда было и шестеро. Этнограф уточнил, что вместе с ним сидели «приятные люди», кормили их приемлемо, но афганская еда не очень полезная, так как достаточно жирная.
«Афганцы так закормили, что даже немного отъелся. В последние два дня мне надоело, я устроил голодовку, два дня не ел, только в самолете поел», — вспоминал он.
В то же время спать в камерах было сложно. По словам Каверина, талибы запрещали выключать свет, не давали связаться ни с российским посольством, ни с родственниками, утверждая, что «его вскоре освободят». В то же время местным разрешались звонки и свидания с близкими.
«Гулять выводили в цементные коробки. В последний день мне удалось добиться того, чтобы меня вывели на газон посидеть немножечко. Это в СИЗО. В тюрьме условия лучше. Там люди гуляют в своей одежде, сами себе готовят, читают любые книги, им дают тетради и ручки. Мне не давали», — добавил ученый.
Святослав Каверин также отметил, что в Афганистане тюрьмы лучше, чем в России. Он подчеркнул, что не имел возможности сравнить лично, но, насколько ему известно, «у нас немножко страшнее». В камере, отметил этнограф, была дружеская атмосфера и «все очень по-свойски». От сокамерников мужчина узнал множество историй. Что же касается надзирателей, то они были разные.
«Сотрудники-талибы были разные — были черти, были звери, были очень добрые люди, были просто нейтральные, которые просто выполняли свою работу и ничего плохого мне не сделали», — уточнил Каверин.
Вспоминая о времени, проведенном в заключении, этнограф также охарактеризовал это как интересный опыт:
«Как антрополог, я это называю включенное наблюдение или гонзо-журналистика, если смотреть с вашей стороны. Изнутри я все это пронаблюдал».
* движение внесено в список террористических организаций