Концепция «репарационного кредита» для Украины, которая обсуждается европейскими «ястребами» уже на протяжении нескольких недель, получила новое направление. Еврокомиссия (ЕК) предлагает использовать замороженные российские активы на сумму €25 млрд, находящиеся на частных банковских счетах в странах ЕС. Эта инициатива вызывает сомнения с правовой, политической, технической и финансовой точки зрения, а также недостаточно проработана по ключевым аспектам, что может привести к ее полной нереализуемости, считают российские эксперты.
«Юридическая возможность применения «репарационного кредита» к таким активам не была тщательно рассмотрена. Необходимо провести соответствующую оценку перед принятием решения о дальнейших действиях» – эта формулировка из внутреннего документа ЕК, цитируемая изданием Politico, говорит сама за себя.
В то же время ожидается, что лидеры Евросоюза проведут обширное обсуждение данной инициативы и обратятся к ЕК с просьбой представить предложение по кредиту. Politico сообщает, что европейские министры финансов обсудят эту идею на встрече в ноябре. 16 октября появились сообщения (со ссылкой на еврокомиссара по обороне Андрюса Кубиласа), что ЕК планирует провести экспроприацию замороженных на Западе суверенных активов России до конца 2025 года.
Еврокомиссар по экономике Валдис Домбровскис охарактеризовал вариант использования заблокированных средств для предоставления кредита Украине как не имеющий альтернатив. Речь идет о займе, который Киев сможет вернуть только после того, как Москва выплатит компенсацию за ущерб, причиненный Украине в ходе боевых действий. Как напоминает Politico, изначально Брюссель намеревался предоставить кредит за счет активов на сумму €140 млрд (€170 млрд находится в бельгийском депозитарии Euroclear). Теперь же альянс нацелился также на замороженные €25 млрд, принадлежащие частным российским гражданам и хранящиеся в коммерческих банках по всему Евросоюзу.
– Пока разговор идет ни о чем, – размышляет в беседе с «МК» ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. – Содержательное обсуждение среди министров финансов ЕС по этому вопросу запланировано лишь на ноябрь. Кроме того, находится в неопределенности инициатива главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен по замене российских активов бескупонными облигациями, выпущенными ЕК, с гарантиями или от всех стран союза, или от желающих участвовать. Предполагается, что окончательную оценку финансовых потребностей Украины на 2026–2027 годы должен предоставить Международный валютный фонд, но ее пока нет. Поэтому, строго говоря, эта ситуация с частыми €25 млрд вызывает вопросы даже в рядах руководства альянса. У нее не видно ни юридического основания, ни финансового смысла. Никаких деталей, в общем, ничего.
– Но дыма без огня не бывает. Если все-таки идея дойдет до реализации, насколько серьезен будет удар по российским финансам?
– Судите сами. По данным Центробанка, у 5 млн россиян-физлиц заблокированы счета за границей из-за санкций. Но и в России на счетах типа С находятся замороженные активы частных иностранных инвесторов. Их объем вполне может быть сопоставим с суммой €25 млрд, а число владельцев явно не ограничивается десятками и сотнями. Соответственно, если инициативы ЕК, связанные с «репарационным кредитом», удастся реализовать, наше государство будет вправе поступить с этими средствами зеркальным образом. Естественно, пострадавшие будут обращаться за компенсацией к своим правительствам. Однако механизм компенсации остается непонятным для всех. И вообще, как можно всерьез говорить о «репарационном кредите», если существует полная неопределенность относительно исхода переговорного процесса по мирному урегулированию на Украине? Еще вопрос: если вы выпускаете бескупонные облигации, будет ли на них спрос, кто их купит? Поэтому в происходящем я вижу лишь еще одну попытку усиления политического шантажа в адрес России со стороны Брюсселя.
– Были ли в истории громкие прецеденты по изъятию в пользу государства замороженных активов физлиц, находящихся на частных банковских счетах?
– Нечто подобное имело место, хотя прямые аналогии абсолютно некорректны. Например, часть капиталов президента Филиппин Фердинанда Маркоса была передана в пользу бюджета. Он и члены его клана безраздельно правили страной более двух десятков лет и присвоили миллиарды долларов государственных средств. Не все эти средства удалось потом найти и вернуть. Однако подобные истории единичны, к тому же речь идет о свергнутом диктаторе. Нынешняя ситуация касается огромного числа частных российских инвесторов. Для банковской системы ЕС это грозит колоссальным репутационным ущербом: если можно отобрать деньги у любого частного вкладчика, кто потом захочет доверить свои средства европейским кредитным учреждениям?
Не случайно бельгийский премьер Барт де Вевер, который достаточно хорошо разбирается в экономике, ранее раскритиковал предложение о кредите Украине под замороженные российские активы. «Этого не будет никогда», – заявил он.
В общем, внешнеполитическая активность еврочиновников противоречит абсолютной неопределенности экономико-юридических перспектив всех этих инициатив.