«Экспорт российской нефти переходит в новую стадию перебоев», отметила американская компания JP Morgan. Согласно их данным, примерно 1,4 миллиона баррелей в сутки — почти треть морского экспортного потенциала России — остаются на танкерах. Эти объемы «застряли» в океане, поскольку из-за санкций США основные покупатели — Китай и Индия — отказываются принимать их в своих портах. По словам аналитиков, опрошенных «МК», преждевременно делать вывод о том, что эта нефть останется невостребованной.
Вашингтон установил крайний срок 21 ноября для завершения всех операций с двумя крупнейшими российскими нефтяными компаниями. Эти первичные прямые санкции в отношении России были введены президентом Дональдом Трампом с начала его второго срока. И хотя, как подчеркивает JP Morgan, в целом экспорт российских энергоносителей остается относительно стабильным, после дедлайна разгрузка может значительно усложниться. Тем не менее, она и сейчас довольно специфична и свидетельствует об адаптационных возможностях и креативности поставщиков.
По информации агентства Reuters, ссылающегося на трейдеров, многие суда, загружающиеся в западных портах, таких как Приморск и Усть-Луга, указывают пунктом назначения Порт-Саид и Суэцкий канал, но затем направляются в азиатские порты. В итоге нераспроданные объемы могут быть направлены в Китай, где российская нефть продается с самыми высокими скидками за год.
«Указанный объем в 1,4 миллиона баррелей в сутки выглядит значительным, но масштабы происходящего на самом деле несколько преувеличены, — утверждает вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров Артур Леер. — Для рынка нефти характерны периоды, когда большие партии находятся в пути, на перегрузке или в процессе перевалки, поэтому сам по себе этот показатель не означает критического сбоя. Тем не менее, ситуация отражает влияние санкций на две крупные компании, из-за которых часть цепочек поставок замедлилась, и некоторые операции по выгрузке требуют больше времени. Безусловно, ограничения в отношении структур с долей экспортного участия более 50% создают дополнительную нагрузку на систему, поскольку возникает необходимость перестраивать маршруты и выстраивать новые логистические связи.»
Потребуются дополнительные посредники, что усложнит работу, но укладывается в логику функционирования глобального нефтяного рынка. По словам эксперта, перебои на отдельных направлениях связаны с адаптацией, а не с фундаментальными ограничениями. Параллельно меняется и сам географический вектор торговли, так как Россия увеличивает поставки в крупные страны с высоким спросом на энергоносители.
Опыт прошлых аналогичных санкций показывает, что перестройка редко затягивается надолго. Крупные нефтяные компании обычно заранее разрабатывают сценарии действий в таких условиях, поэтому адаптация цепочек происходит достаточно быстро, хотя и требует дополнительных затрат. Как отмечает Леер, после перенастройки логистики поставки стабилизируются, и рынок возвращается в привычный режим. При этом стоит учитывать, что зависимость мирового спроса от российских энергоносителей остается, а резкое их выпадение создало бы серьезные риски для энергетической стабильности в странах Запада. Это делает длительные ограничения маловероятными.
«В публикациях западных СМИ, включая Bloomberg, говорится о том, что Китай и Индия не спешат заключать контракты с Россией на декабрь, январь, февраль и последующие периоды, — говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — И в этом есть своя рыночная логика, поскольку сейчас происходит перестройка схемы продаж, но не падение экспорта. Необходимо выстроить цепочку дополнительных посредников, чтобы китайские и индийские НПЗ покупали нефть не напрямую у двух подсанкционных российских компаний, а у связанных с ними трейдеров. Таким образом, прежние рынки сбыта никуда не исчезнут. Другое дело, что из-за санкций США стоит ожидать дальнейшего расширения серой зоны торговли: всё больше танкеров перестанут указывать конечный пункт назначения, будут отключать транспондеры, осуществлять перевалку на борт другого судна и так далее. Другими словами, максимально запутывать следы.»
При этом, рассуждает Юшков, если бы Россия на самом деле сократила экспорт на огромную величину в 1,4 миллиона баррелей в сутки, на мировом рынке возник бы ощутимый дефицит, и цены моментально «улетели» выше $100 за баррель. Таким образом, радикальных изменений нет. Однако у ситуации есть очевидные риски, связанные с издержками компаний-производителей на услуги дополнительных посредников и, соответственно, некоторым (но не критическим) снижением прибыли. В условиях информационной шумихи о новых санкциях в отношении России покупатели будут настаивать на повышении скидок, проявляя неуступчивость.